Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Морфемика. Словообразование. Орфография
Двойные согласные
1. В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные жж и сс. Такие слова немногочисленны.
Буквы жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и образованных от них родственных словах, например: жужжание, можжевёловый. Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут), например: жжение, сожжение; жжёшь, жжёт, сожжёт.
Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; также в словах Россия, российский.
2. Двойные согласные пишутся во многих иноязычных словах, например: пресса, аннулировать, аттестат, апелляция. Но среди иноязычных слов есть значительное число и таких, в которых двойные согласные не пишутся, например: драма, карикатура, галерея, ресурсы. Поэтому слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю.
156. Спишите. Объясните написание пропущенных букв.
1) Ж, жж или з, с: жу..ание пчёл, дро..ать от холода, со..ённые письма, ..жать рожь, ..жечь рукопись, тихо ви..жать, взять во..и, купить дро..и, подру..иться в школе, заросли мо..евельника, изредка брю..жать, бры..жет искрами, вы..енные склоны гор, дребе..жащий голос, чуть бре..жить.
2) С или сс: судьбы Ро..ии, ро..ийские просторы, родная Ру..ь.
157. Спишите данные слова. Запомните их написание (не пишите в них двойных согласных!). Составьте словосочетания с этими словами.
Галерея, коридор, десант, гуманизм, драма, имитация, привилегия, ресурс, агрегат, шофёр, карикатура, алюминий, дифирамб.
158. Спишите. В случае затруднений справляйтесь в словаре.
1) Л или лл: резиновый ба..он, интересная ба..ада, туберкулёзная баци..а, а..юминиевая посуда, криста..ическое состояние, криста..ьная форма, картинная га..ерея, дружный ко..ектив, некоторые приви..егии, дисти..ированная вода;
2) с или сс: водный ба..ейн, а..истент профе..ора, свободная диску..ия, всемирный конгре.., быстрый прогре.., воздушный де..ант, хорошие ре..оры, неистощимые ре..урсы;
3) м или мм: стойкий и..унитет, подробные ко..ентарии, глубокая дра..а, и..итация кожи, правительственное ко..юнике;
4) р или рр: огромная те..итория, застеклённая те..аса, остроумная ка..икатура, узкий ко..идор, су..огат кофе.
159. Спишите. Удвоенные согласные подчеркните.
1) Арина Петровна намеревалась буквально выполнить свою програ..у. (С.-Щ.) 2) Впереди у него [Степана] был только один ре..урс. (С.-Щ.) 3) Дом у Песоцкого был громадный, с коло..ами. (Ч.) 4) Егор Семёнович и Таня сидели на те..асе и пили чай. (Ч.) 5) Жук жу..ал. (П.) 6) Юноша выпустил во..и из рук. (Ф.) 7) После множества заворотов ту..ель окончился низкой, сводчатой пещерой. (А. Н. Т.) 8) Вверху неподалёку раздался резкий, мета..ический визг. (А. Н. Т.) 9) В ко..идоре слышались звонкие шаги. (А. Н. Т.) 10) Деревья сгру..провались в каких-то чудовищ. (Гонч.) 11) Он представил Кириле Петровичу свои а..естаты. (П.) 12) Свет бесчисленных звёзд отражается в каждом криста..ике снегов. (С. М.) 13) Они [сатирики] писали иногда пышные ди..рамбы златому веку. (Добр.) 14) Аудитория, где выступал ди..ертант, была полна. (Т. С.)
160. Спишите, расставляя знаки препинания. К выделенным словам подберите синонимы.
Во время первой нашей поез..ки в Крым Горький рассказывал мне в темноте содержание своей пьесы [«На дне»] о которой он тогда ещё только мечтал. Теперь нам предстояло поставить и сыграть эту пьесу в новой значительно углублённой редакции.
Рассказы Горького разожгли нас и нам захотелось видеть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена эксп..диция в которой уч..ствовали многие арти-
сты театра игравшие в пьесе. Под предводительством писателя Гиляровского изучавшего жизнь б..сяков был устроен обход Хитрова рынка. В самом центре большой ночле..ки находился тамошний «ун..верситет» с б..сяцкой инт..л..генцией. Это был мозг Хитрова рынка состоявший из гр..мотных людей зан..мавшихся перепиской ролей для актёров и для театра. Экскурсия на Хитров рынок лучше чем всякие б..седы о пьесе или её анализ разбудила мою ф..нтазию и творческое чу(?)ство. Спектакль имел потрясающий успех. (По К. Станиславскому)
161. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы этих сложных предложений и подготовьте их устный синтаксический разбор.
1) Чайковский утверждал что вдохновение это состояние когда человек работает во всю свою силу а не кокетливо помахивает рукой. (Пауст.) 2) Я всегда был уверен что в каждом человеке заложены задатки доброй воли и всё дело в том что(бы) вызвать их из глубины его существа. (Пауст.) 3) Понятие Родины это память обо всём что нам дорого в прошлом это дела и люди нынешних дней это родная земля со всем что растёт и дышит на ней. (В. Песков)