Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Морфемика. Словообразование. Орфография
Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме
1. В соответствии с морфологическим принципом русского правописания согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например: срубить, сбить, сшить, сжать, вперед, доставить, забежать, написать, обрубить, отдать, надстроить, переслать, подбросить, представить.
2. Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, чрез-(через-), раз- пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными и с буквой с перед глухими согласными: безбрежный — беспомощный, возраст — восстание, изжарить — исцелить, низвергать — ниспровергать, чрезмерный — чересчур, разбросать — распилить; рассчитать, расчёт.
3. В приставках раз- (рас ) — роз- (рос ) под ударением пишется о, без ударения — а: ро́звальни — разва́л, ро́спись — распи́ска, ро́зыгрыш — разы́грывать.
165. Распределите слова в три столбика: 1) с приставками, не меняющими на письме согласного; 2) с приставками на -з ( с); 3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте словосочетания.
Бе..вкусица, ..жечь дотла, бе..жалостный, бе..форменный, бе.. шумный, о..текаемый, во..зрение, во..стание, н..слаждение, во..торжествовать, п..дучить, о..блеск, и..жога, и..подтишка, по..писчик, по..шипник, бе..кормица, пр..исшествие, ни..падать, пр..свещать, ..делыцина, пре..почтение, пре..шественник, чере..полосица, з..движка, з..чинщик, пер..мирие, ра..творять, ра..щелина, д..веренный, д..верчивый, ра..чёт, ра..считать, ра..хвораться, бе..кровный.
166. Составьте с данными словами словосочетания и запишите их, обозначая ударение в словах с пропущенными буквами.
Р..звальни — р..звалиться; р..зыгрыш — р..зыграть; р..зыск — р..зыскать; р..спись — р..списать, р..списание, р..списка; р..ссыпь — р..ссыпать; р..ссказ — р..ссказни; р..спустить (на каникулы) — р..спуск.
167. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание. Обозначьте состав выделенных слов и укажите способ их образования.
1) Тоне скучно от этих расчищенных, расчерченных дорожек. (Н. О.) 2) Он мне обрадовался и стал расспрашивать об ужасных происшествиях, коим я был свидетель. (П.) 3) Так быстро скачет только тот, за кем ра..каяние мчится! (Л.) 4) ...Ужасная зима в глухой, бе..хлебной деревеньке. (Леек.) 5) Не бе..дарна та природа, не погиб ещё тот край, что выводит из народа столько славных, то и знай. (Н.) 6) Бе..жалостная осень сорвала их [деревьев] пышные одеяния. (Н. О.) 7) Да, ваш ра..чёт верен. (Леек.)
9) Город ра..сыпал в темноте миллионы огней. (Н. О.) 10) Умолк аул, где бе..заботно недавно слушали певца. (Л.) 11) К ней в светлицу раз, лишь только ра..свело, всех их семеро вошло. (П.) 12) Дама расхохоталась. (Леек.) 13) Людской поток бе..конечен. (Леон.) 14) Я начал ра..сказывать сказку о солнце. (Сухомл.) 15) Стеклянной равниной лежал бе..цветный океан. (А. Н. Т.)
168. Спишите данные словосочетания. С выделенными словами устно составьте предложения.
Произвести ра..чёт, ра..считаться с продавцом, полная бе..вкусица, ра..чётливый хозяин, великолепная ..дравница, и..кусный работник, И..кусственный шёлк, чере..чур горячая вода, бе..форменная груда обломков, бе..ценный подарок, материалистическое мирово..зрение, восстановленный памятник, ..беречь силы, и..сякающий источник, во..хождение на гору.
169. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль и тип речи текста, укажите их признаки. К выделенному слову подберите синонимы, а затем антонимы. Составьте схему первого предложения, дайте его характеристику. Найдите слова с приставками, написание которых регулируется разными правилами.
З..ря почти отцв..ла и лиш(?) за высокой горой в..днеет(?)ся прозрач(?)ная полоска бр..сающая ро..кий свет на вершины деревьев что од..нокими вехами маяч..т у самого края г..ризонта. Но это там в (не)досягаемой д..ли а на речке куда солнце заглядывает лиш(?) к полудню ..густились краски. Тени от пр..брежных скал пролегли от берега к берегу со..д..нившись (по)братски. С (густо)син..ми оттенками они отл..вают(?)ся на быстрине блеском глухари..ого крыла а под самым берегом где я..стве..о слышно б..рмотание бе..числе..ых ручейков уже темнота. Она сп..лзает по берегу подм..ная под себя сиреневый и (тёмно)син..й свет. (По В. Астафьеву)