Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Морфология - Самостоятельные части речи
Причастие
Образование причастий
Глаголы |
Количество форм |
Действительные причастия |
Страдательные причастия |
||
настоящего времени (от основы настоящего времени) |
прошедшего времени (от основы прошедшего времени) |
настоящего времени (от основы настоящего времени) |
прошедшего времени (от основы прошедшего времени) |
||
Переходные глаголы несовершенного вида |
3, реже 4 |
||||
решать |
реша-ющ-ий |
реша-вш-ий |
реша-ем-ый |
Нет |
|
хранить |
хран-ящ-ий |
храни-вш-ий |
хран-им-ый |
Нет |
|
нести |
нес-ущ-ий |
нёс-ш-ий |
нес-ом-ый |
Нет |
|
колоть |
кол-ющ-ий |
коло-вш-ий |
Нет |
коло-т-ый |
|
читать |
чита-ющ-ий |
чита-вш-ий |
чита-ем-ый |
чита-нн-ый |
|
Переходные глаголы совершенного вида |
2 |
||||
решить |
Нет |
реши-вш-ий |
Нет |
реш-ённ-ый |
|
расколоть |
Нет |
расколо-вш-ий |
Нет |
расколо-т-ый |
|
Непереходные глаголы несовершенного вида |
2 |
||||
решаться |
реша-ющ-ийся |
реша-вш-ийся |
Нет |
Нет |
|
сидеть |
сид-ящ-ий |
сиде-вш-ий |
Нет |
Нет |
|
дремать |
дремл-ющ-ий |
дрема-вш-ий |
Нет |
Нет |
|
Непереходные глаголы совершенного вида |
1 |
||||
решиться |
Нет |
реши-вш-ийся |
Нет |
Нет |
|
расколоться |
Нет |
расколо-вш-ийся |
Нет |
Нет |
|
задремать |
Нет |
задрема-вш-ий |
Нет |
Нет |
Примечание. У некоторых глаголов на -сти действительные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего (будущего) времени, например: вести — ведут, ведший; зацвести — зацветут, зацветший.
302. От данных глаголов образуйте и запишите возможные формы причастий.
Желать, бросать, бросить, рисовать, нарисовать, победить, увязать, строить, построить, бороться, толкнуть, мыть, видеть.
303. Спишите, согласуя причастия с нужными по смыслу существительными. Окончания причастий проверяйте подстановкой вопросов.
Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем; беседовать о (строящийся) в городе стадионе; пробираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу; думать о (разыгравшийся) на дворе метели; рассказывать о (промчавшийся) над городом урагане; разговаривать с (возвратившийся) из похода туристом; наблюдать за (взбирающийся) на вершину горы альпинистами; обрадоваться (вернувшийся) из командировки брату.
304. Спишите, согласуя причастия с определяемыми существительными. Сделайте морфологический разбор выделенных причастий.
I. 1) Кружа над головой (мерцающий, взвизгивающий) шашку, Прокофий сбежал с крыльца. (Шол.) 2) Суженными глазами он [Телегин] глядел на воду, (вогнутый, пенящийся) дорогой (выбегавший) из-под парохода. (А. Н. Т.) 3) Нет доверия более простого и (обогащающий), чем доверие к поэзии. (Берг.) 4) Много раз обманывались мы, стараясь разглядеть на (приближавшийся) берегу признаки человеческой жизни. (С.-М.) 5) Наконец самый зоркий из нас увидел (терявшийся) на фоне каменного берега тоненькую стрелочку радиомачты. (С.-М.) 6) Расцвеченный по-праздничному пёстрыми флагами, (надувавшийся) на ходу, ледокол входил в бухту. (С.-М.)
II. 1) Узкая, длинная коса походила на огромную башню, (упавший) с берега в море. 2) Тучи покрыли его ровным тяжёлым пологом, (опустившийся) над водой. 3) Пустынное море смеялось, играя (отражённый) солнцем. 4) Маленькие игривые волны, (рождаемый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. 5) Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда, (идущий) к одинокой станции, (окружённый) тьмой. 6) В шорохе, (окружавший) нас, я услышал голос с берега.
(Из произведений М. Горького)
305. Спишите, согласуя причастия с существительными.
1) Каменщики, ... дом, работают быстро и уверенно. — Вновь ... здания красивы и удобны (строящий, строящийся). 2) Несколько классов были переведены во вновь ... школу. — Мы поблагодарили женщину, ... нам дверь (открывший, открывшийся). 3) Мать беседовала с ... её ребёнка врачом. — Доктор подробно рассказал о ... у него больном (лечивший, лечившийся). 4) Пассажиры спешили на ... поезд. — Дежурный по станции, ... поезд, дал сигнал (отправляющий, отправляющийся). 5) Девочка, ... ребёнка, чуть не перевернула санки. — Ребёнок, ... в санках, весело смеялся (катавший, катавшийся). 6) Публика спешила на ... легкоатлетические соревнования. — Спортсмены, ... соревнование, готовились к старту (открывающий, открывающийся). 7) Путешественники с тревогой следили за ... дождём. — Северный ветер, ... мороз, постепенно стих (усиливавший, усиливавшийся).
306. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения. Чем они выражены? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; объясните их употребление. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
1) Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов. 2) По осыпанным известью доскам лесов обнявших красную громаду строившегося дома бойко ползают фигурки каменщиков. 3) Его [Челкаша] кипучая нервная натура жадная на впечатления никогда (не) пресыщалась созерцанием этой тёмной широты бескрайной свободной и мощной. 4) Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням... Его бурые усы густые и длинные то и дело вздрагивали. 5) Уставший от волнения я крепко заснул на полатях. 6) Тучи походили на волны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами и на пропасти из которых вырваны эти волны и на заро-
ждавшиеся валы ещё (не) покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева.
(Из произведений М. Горького)
307. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте морфемный состав выделенных слов.
1) В Мещёрском крае можно увид..ть сосновые боры где так торжеств..но и тихо что бубе..чик заблудившейся коровы слыш..н очень далеко почти за километр. (Пауст.) 2) Егорушк.. нехотя глядел вперёд на лилов..ю даль и ему начинало казат(?)ся что мельница машущая крыльями пр..ближает(?)ся. (Ч.)