Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Синтаксис и пунктуация
Особенности употребления второстепенных членов предложения
Управление при словах, близких по значению
Некоторые слова, близкие по значению или составу, по-разному управляют другими словами. Например, глагол тормозить требует после себя винительного падежа, а глагол препятствовать — дательного. Плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперёд, но: Плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперёд. Необходимо поэтому уметь правильно ставить вопрос к управляемому слову, например:
а) наполнен (чем?) — полон (чего?) воды, впечатлений и т. д. (но: полон тобой); писать (о чём?) — описывать (что?); платить (за что?) — оплачивать (что?); вера (во что?) — уверенность (в чём?); быть участником (чего?) — участвовать (в чём?); думать (о чём?) — задумать (что?); отчитываться (в чём?) — делать отчёт (о чём?); удивляться (чему?) — быть удивлённым (чем?); упрекать (в чём?) — попрекать (чем?), порицать (за что?); опираться (на что?) — упираться (во что?);
б) беспокоиться (о чём?) — тревожиться (за что?); доволен (чем?) — рад (чему?); дорожить (чем?) — ценить (что?); начать (что?) — приступить (к чему?); поделиться (чем?) — рассказать (о чём?); предостеречь (от чего?) — предупредить (о чём?); удивляться (чему?) — восхищаться (чем?); разочароваться (в чём?) — быть недовольным (чем?); коснуться (чего?) — говорить (о чём?).
397. Спишите, присоединяя к выделенным управляющим словам вместо точек управляемые слова, данные в скобках с соответствующими вопросами. Слова эти измените, где следует, как необходимо по смыслу.
1) Пловец был недоволен ... (чем? свой результат). Пловец был разочарован ... (в чём? свой результат). 2) Учительница была награждена ... (чем? орден). Она была удостоена ... (чего? высокая правительственная награда). 3) Старый рабочий поделился ... (чем? свои воспоминания). Он рассказал ... (о чём? строительство цеха). 4) Опытный каменщик посвятил слушателей ... (во что? все детали организации труда). Он говорил ... (о чём? полное использование рабочего времени).
398. Спишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках, и соответствующие предлоги. Устно укажите, в каком падеже вы употребили эти слова.
Хранить твёрдую веру ... — хранить твёрдую уверенность ... (победа); быть участником ... — участвовать ... (велогонка); отчитываться ... — сделать отчёт ... (проделанная работа); удивляюсь ... — удивлён ... (приезд брата); платить ... — оплатить ... (путёвка в санаторий); рассказать ... — поделиться ... (свои впечатления); рад ... — доволен ... (встреча со школьниками); начать ... — приступить ... (расследование причин аварии); предостеречь ... — предупредить ... (опасность); дорожить ... — ценить ... (здоровье).
399. Спишите, ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. В необходимых случаях добавляйте и соответствующие предлоги.
1) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет ... (положение пореформенного крестьянства). Некрасов с глубоким сочу(?)ствием описывает ... (тяжёлая судьба женщины-крестьянки). 2) Арина Петровна попр..кала сирот-племянниц ... (каждый кусок хлеба). Павла Владимировича упр..кала она ... (недостаточная почтительность). 3) В разговоре собеседники к..снулись ... (самые разнообразные вопросы). Они говорили ... (самые разнообразные дела). 4) Мать тревожилась ... (судьба сына). Она бе..покоилась ... (состояние его здоровья). 5) Осуществление проекта уп..ралось ... (отсутствие необходимых средств). Каждый научный вывод должен оп..раться ... (строго проверенные факты).
400. Спишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нужный вариант.
1) Учительница ... (уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара ... (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологической экспедиции. 3) Девочка очень бережно ... (обращалась, относилась) с книгами. 4) Банка была ... (полна, переполнена) воды. 5) Ваня ... (рассказал, поделился) о своих впечатлениях от поездки в Москву.