Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Синтаксис и пунктуация
Вводные слова, обращения и междометия
Обращение. Междометия в составе предложения и слова-предложения да и нет
I. 1. Если обращение стоит в начале предложения, оно вместе со всеми относящимися к нему словами отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным знаком: 1) Дорогие гости, просим за стол. (П.); 2) Друзья! Прекрасен наш союз! (П.)
После восклицательного знака пишется прописная буква.
2. Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон выделяется запятыми: Расступись, о старец-море, дай приют моей волне! (Л.)
3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, восклицательный или вопросительный знак: 1) Дружная идёшь ты с нами, осень. (Щип.); 2) Здравствуй, красавица Волга! (Н.); 3) О чём ты думаешь, казак? (П.)
4. Если части распространённого обращения разделены членами предложения, то каждая такая часть выделяется запятыми: Шагай, страна, быстрей, моя. (Маяк.)
5. Частица о от обращения знаками препинания не отделяется: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.)
II. Междометия отделяются от следующего за ними предложения или его части запятой (если находятся в середине предложения, то двумя запятыми), а когда произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак: 1) Лх, как это солнце ярко! (Т.); 2) А лес и вправду шумел, ох, и шумел же! (Кор.); 3) Чу! Ночная птица кричит. (В. Бр.)
Примечание. Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не отделяются: Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов! (Л.-К.)
III. Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл, запятой или восклицательным знаком: 1) Нет, не покинул я тебя. (П.); 2) Да! Время летит очень быстро. (Газ.)
Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятыми от них не отделяется: О нет, то белеет туман над водой. (Жук.)
444. Спишите, расставляя знаки препинания; обращения подчеркните.
445. Прочитайте отрывок из стихотворения А. К. Толстого вслух, следя за правильным интонационным выделением обращений. Определите, чем они выражены. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в тексте?
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!
446. Спишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая междометия и слова-предложения да и нет (первую букву после этих слов и междометий пишите в соответствии с предыдущим знаком препинания).
1) Ах быстро молодость моя звездой падучею мелькнула. (П.) 2) Чу тройка тронулась опять! Гремит звенит и улетает! (Н.) 3) О тонкая штука! Эх куда метнул. (Г.) 4) Ах вот и дуб заветный. (П.) 5) Ну выкинул ты штуку. (Гр.) 6) Ба друг старый мы давно знакомы. (Гр.) 7) Эх Чичиков ну что тебе стоило приехать? (Г.) 8) Увы Татьяна увядает бледнеет гаснет и молчит. (П.) 9) Ух жарко! До полдня грибы собирали. (Н.) 10) Да через час мы уже знали всё! (Пауст.) 11) Да милый критик вы правы. (Ч.) 12) Нет я бы не ужился с этой долею! (Л.) 13) О нет кого бояться мне? (П.) 14) Вокруг была лишь чёрная тайга да тёмная ночь. (Кор.) 15) Да верь ему. (П.) 16) Короткий сон не освежил его нет. (Шол.)
447. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.
1) Ну гость неприглашённый быть может батюшка войдёт! 2) Конечно вам расстаться тяжело? 3) Ах в самом деле рассвело! 4) Пожалуй на меня всю суматоху сложит. 5) Проснулась — кто-то говорит: ваш голос был, что думаю так рано? 6) Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами, а при звездах не все богаты между нами. Ну разумеется к тому б и деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; вот например полковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в генералы. 7) Да с Чацким правда мы воспитаны росли. 8) Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? — Сказал бы я во-первых не блажи именьем брат не управляй оплошно, а главное поди-тка послужи. 9) Ах Александр Андреич дурно брат!.. Ко мне он жалует частенько; я всякому ты знаешь рад. 10) По моему сужденью пожар способствовал ей много к украшенью. 11) Ну право что бы вам в Москве у нас служить? 12) Из шумного я заседанья. Пожалуйста молчи, я слово дал молчать.
(А. Грибоедов)
448. Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологический и синтаксический разбор выделенного предложения.
Дорогой Михаил Осипович что за болезнь у Толстого понять (н..)могу. Черинов мне (н..)ответил а из того что я читал в газетах и что Вы пиш..те вывести (н..)чего нельзя... Болезнь его напугала меня и держала в напряжени.. . (Во)первых я (н..)одного человека (н..)любил так как его... (Во)вторых когда в литературе есть Толстой то легко и пр..ятно быть литератором; даже созн..вать что (н..)чего (н..)сделал и (н..)сделаешь (н..)так страшно так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит опр..вданием тех упований и чаяний какие на литературу возл..гаются. (В)третьих Толстой стоит крепко авторитет у него гр..мадный и пока он жив дурные вкусы в литературе всякое пошлячество наглое и слезливое всякие шершавые озлобле..ые самолюбия будут далеко и глубоко в тени.
(Из письма А. Чехова М. Меньшикову, журналисту, 28 января 1892 г.)