Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Синтаксис и пунктуация - Сложное предложение
Сложноподчинённое предложение
Синонимия сложноподчинённых предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами
467. Произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно. Если замена невозможна, устно объясните почему.
1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами. 2) Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и лук. 3) По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. 4) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. 5) Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин. 6) Кругом — в лесу и на поле — стояла тишина, которую нарушает только однообразное жужжание комаров. 7) Енотовидная собака — животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами. 8) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах. 9) Сразу трудно было найти лодочника, который бы перевёз нас на другой берег. 10) Мы решили остановиться у первой же реки, которую встретим на пути. 11) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжёлта-бурой травой.
468. Произведите замену обстоятельственных придаточных предложений деепричастными оборотами, где это возможно. Если замена невозможна, объясните (устно) почему.
1) Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 2) Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой то шорох. 3) Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность. 4) По мере того как путешественники углублялись в горы, растительность становилась всё более дикой. 5) Когда они поднялись на горную вершину, то увидели вдали море. 6) Лес стоит молча, неподвижно, словно он всматривается куда-то своими верхушками.
469. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Запишите полученные сложноподчинённые предложения.
1) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом. 2) Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. 3) Вступая в лес, тянущийся на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 4) Сильно устав, путешественники всё же упорно шли вперёд. 5) Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше. 6) Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум.
470. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль текста. К какому типу речи он относится? Докажите, что структура текста соответствует этому типу речи. Подберите синонимы к выделенным словам. Определите тип сказуемого в первом предложении. Составьте схему последнего предложения. Написание какого слова в предпоследнем предложении зависит от правильного определения его части речи? Докажите.
Исти..ое творчество всегда народно.
У Высоцкого(поэта) слово пр..ходило с улицы и отчист..вшись его талантом на улицу выходило. У него нет злых песен хотя он к..сался разных отнюдь (не)самых светлых сторон жизни.
Подобно Есенину Высоцкий возв..дил низовую культуру в культ всего общества и подобно Зощенко в своих сатирических ц..клах он очень точно определял тип людей от лица которых пел. Он ввёл в большую поэзию человека со старого московского двора пел от им..ни разных людей строителей фронтовиков боксёров моряков альпинистов шофёров спортсменов.
Он часто говорил о той стороне жизн.. о которой «официальная» поэзия (не)говорила о человеческой дол.. об обидах о том что в жизн.. (не)получает(?)ся о людях которых вроде бы списали со счетов но они живут и хотят жить. Причём он как(будто) входил во внутре..ее состояние персонажа о котором пел и может (по)этому кстати у слушателей возникало убеждение что Высоцкий каждый раз пел про себя.
Высоцкий как исти..ый поэт пропустил время через своё сер(?)це. Его творчество нравстве..о потому что чес(?)но. Его интерес — ситуац..я внутре..его состояния когда человек оказывает(?)ся перед выбором на грани излома надрыва и ему нужны мужество воля одержимость что(бы) выстоять победить.
Кажется нет темы в нашей жизни за двадцатилетие) 60 — 80-х гг., которой бы он не к..снулся. (По А. Демидовой)