Русский язык 10 — 11 классы - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - Греков В. Ф. 2018
Синтаксис и пунктуация - Сложное предложение
Сложноподчинённое предложение
Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений
При построении сложноподчинённых предложений встречаются недочёты и ошибки. Укажем некоторые из них.
1. Придаточное определительное со словом который может быть слишком удалено от определяемого им слова, например: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись. Это предложение можно исправить следующим образом: Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.
2. Неправильно совмещается иногда придаточное предложение и причастный оборот: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Это предложение можно исправить так: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка; или: Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
3. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными излишне загромождается одинаковыми союзными словами, например: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. Это предложение можно исправить разными способами: 1) Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. 2) Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.
4. В сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова, например: Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. Это предложение можно исправить следующим образом: Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
476. Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные предложения.
I. 1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. 2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена. 5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. 6) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус. 7) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы. 8) Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.
II. 1) Главное, на что обращает внимание автор, — это на тщательный отбор языковых средств. 2) Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой. 3) Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис. 4) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра ответил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки. 5) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.