Синтаксис современного русского литературного языка - О. Н. Иванищева 2018


Список литературы

1. Абакумов, С. И. Современный русский литературный язык / С. И. Абакумов. - М.: Гос. изд-во «Сов. наука», 1942. - 184 с.

2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория: учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 256 с.

3. Белошапкова, В. А. Современный русский язык. Синтаксис: учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов / В. А. Белошапкова. - М.: Высшая школа, 1977. - 248 с.

4. Богородицкий, В. А. Общий курс русской грамматики (из университетских чтений) / В. А. Богородицкий. - Изд. 5-е, испр. - М.; Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. - 356 с.

5. Будде, Е. Ф. Основы синтаксиса русского языка / Е. Ф. Будде. - 3-е изд. - Казань: М. А. Голубев, 1913. - 47 с.

6. Булаховский, Л. А. Курс русского литературного языка: в 2 т. / Л. А. Булаховский. - 5-е изд., перераб. - Киев: Радянська школа, 1952. -Т. 1. - 446 с.

7. Буслаев, Ф. И. Опыт исторической грамматики русского языка: учебное пособие для преподавателей: Ч. 1-2 / сост. Ф. Буслаевым. - М.: Унив. тип., 1858. - 732 с.

8. Валгина, Н. С. Сложноподчиненное предложение в современном русском языке: учебное пособие / Н. С. Валгина. - М.: МГПИ, 1971. - 85 с.

9. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов вузов / Н. С. Валгина. - М.: Логос, 2001. - 304 с.

10. Валимова, Г. В. Функциональные типы предложений в современном русском языке / Г. В. Валимова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1967. - 331 с.

11. Виноградов, В. В. Русский язык: [граммат. учение о слове: учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.»] / В. В. Виноградов. - 3-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1972. - 601 с.

12. Виноградов, В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения (На материале русского языка) / В. В. Виноградов // Исследования по русской грамматике: избранные труды. - М.: Наука, 1975. - С. 254-295.

13. Виноградов, В. В. Основные принципы русского синтаксиса в «Грамматике русского языка» Академии наук СССР (1954) / В. В. Виноградов // Исследования по русской грамматике: избранные труды. - М.: Наука, 1975. - С. 221-231.

14. Востоков, А. Х. Русская грамматика / А. Х. Востоков. - СПб.: Тип. Глазунова, 1831. - 449 с.

15. Всеволодова, М. В. Сложное предложение в модели функционально-коммуникативного синтаксиса / М. В. Всеволодова // Сложное предложение: традиционные вопросы теории и описания и новые аспекты его изучения. Вып. 1: Материалы научной конференции. - М.: Русский учебный центр, 2000. - С. 37-44.

16. Гвоздев, А. Н. Современный русский язык. Синтаксис / А. Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1973. - 350 с.

17. Гетманская, М. Ю. Синтаксический статус союзных слов в современном русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. Ю. Г ет- манская ; Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2004. - 21 с.

18. Грамматика русского языка: [в 3 т.]. Т. 2: Синтаксис / ред. В. В. Виноградов, Е. С. Истрина. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 715 с.

19. Грамматика современного русского литературного языка / отв. ред. Н. Ю. Шведова. - М.: Наука, 1970. - 768 с.

20. Греч, Н. И. Практическая русская грамматика / Н. И. Греч. - СПб.: В Тип. Имп. Санкт-Петербургского воспитательного дома, 1827. - 579 с.

21. Грот, Я. К. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне: Филологическое разыскание / Я. К. Грот. - СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1873. - 162 с.

22. Знаки препинания в пяти важнейших языках / сост. В. Классовский. - СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1869. - 61 с.

23. Золотова, Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка / Г. А. Золотова. - М.: Наука, 1973. - 352 с.

24. Иванищева, О. Н. Текстовый аспект изъяснительных сложноподчиненных предложений с относительными словами: дис. канд. филол. наук / О. Н. Иванищева; ЛГПИ им. А. И. Герцена. - СПб., 1988. - 125 с.

25. Изменения в строе сложноподчиненного предложения в русском литературном языке XIX века / АН СССР, Ин-т рус. яз.; ред.: В. В. Виноградов, Н. Ю. Шведова. - М.: Наука, 1964. - 264 с. (Очерки по исторической грамматике русского литературного языка XIX в.).

26. Ильенко, С. Г. Переходные явления в системе сложного предложения / С. Г. Ильенко // Русистика: Избранные труды. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - С. 307-316.

27. Ильенко, С. Г. Общая типология сложноподчиненного предложения в свете вербоцентрической концепции / С. Г. Ильенко // Русистика: Избранные труды. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - С. 216-223.

28. Ильенко, С. Г. Сложное предложение в современном русском языке: Типология сложноподчиненного предложения: лекция / С. Г. Ильенко. - Л.: ЛГПИ, 1976. - 29 с.

29. Карцевский, С. И. Бессоюзие и подчинение в русском языке / С. И. Карцевский // Вопросы языкознания. - 1961. - № 2. - С. 125-133.

30. Каткова, Н. В. Синонимия и обратимость сложных предложений в современном русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук /

Н. В. Каткова; Таганрогский государственный педагогический институт. - Таганрог, 2004. - 21 с.

31. Корш, Ф. Е. Способы относительного подчинения. Г лава из сравнительного синтаксиса / Ф. Е. Корш. - М.: Унив. тип, 1877. - 110 с.

32. Крючков, С. Е. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1977. - 191 с.

33. Крылова, О. А. Сложное предложение в языке и речи / О. А. Крылова // Сложное предложение: традиционные вопросы теории и описания и новые аспекты его изучения. Вып. 1: Материалы научной конференции. - М.: Русский учебный центр, 2000. - С. 5-14.

34. Кручинина, И. Н. Некоторые тенденции развития современной теории сложного предложения / И. Н. Кручинина // Вопросы языкознания. - 1973. - № 2. - С. 111-119

35. Кубик, М. Условные конструкции и система сложного предложения / М. Курик. - Praha: UK, 1967.

36. Кудрявский, Д. Н. Введение в языкознание / Д. Н. Кудрявский. - 2-е изд., Юрьев (Дерпт), 1913. - 130 с.

37. Левицкий, Ю. А. Сложносочиненное предложение / Ю. А. Левицкий. - Пермь: Изд-во Томского ун-та, 1991. - 170 с.

38. Ломоносов, М. В. Российская грамматика / М. В. Ломоносов. - СПб.: Типография Имп. Акад. наук, 1775. - 210 с.

39. Ляпон, М. В. Смысловая структура сложного предложения и текст: К типологии внутритекстовых отношений / М. В. Ляпон. - М.: Наука, 1986. - 200 с.

40. Марченко, Е. П. Полипредикативные сложные предложения в современном русском языке: структурные, семантические, коммуникативные и текстообразующие потенции: дис. ... докт. филол. наук / Е. П. Марченко; Кубанский государственный университет. - Краснодар, 2004. - 340 с.

41. Милых, М. К. Конструкции с прямой речью в современном русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. К. Милых; Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. - Л., 1962. - 28 с.

42. Мишланов, В. А. Семантика и структура русского сложного предложения в свете динамического синтаксиса / В. А. Мишланов. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1996. - 267 с.

43. Наумович, А. Н. Современная русская пунктуация / А. Н. Наумович. - Минск: Высшая школа, 1983. - 256 с.

44. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Синтаксис русского языка / Д. Н. Овсянико-Куликовский. - 2-е изд. СПб.: Издание Жуковского, 1912. - 312 с.

45. Пешковский, А. М. Школьная и научная грамматика. Опыт применения научно-грамматических принципов к школьной практике / А. М. Пешковский. - М.: Лит-изд. отд. Нар. ком. по прос., 1918. - 137 с.

46. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. - 7-е изд. - М.: Учпедгиз, 1956. - 511 с.

47. Пешковский, А. М. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений? / А. М. Пешковский // Избранные труды. - М.: Учпедгиз, 1959. - С. 131-146.

48. Петерсон, М. Н. Очерки синтаксиса русского языка. - М.; Пг.: Госиздат, 1923. - 131 с.

49. Попова, И. А. Сложносочиненное предложение в современном русском языке / И. А. Попова // Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М.: Учпедгиз, 1950. - С. 355-397.

50. Поспелов, Н. С. О грамматической природе и принципах классификации бессоюзных сложных предложений / Н. С. Поспелов // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М.: Гос. учебно-педагог. изд-во, 1950. - С. 338-354.

51. Поспелов, Н. С. Сложноподчиненное предложение и его структурные типы / Н. С. Поспелов // Мысли о русской грамматике. - М.: Наука, 1990. - С. 142-153.

52. Потебня, А. А. Из записок по русской грамматике: [в 4 т.]. Т. 3: Об изменении значения и заменах существительного» говорит об образовании сочинительных отношений («подчинение перешло в отношения сочинительные») / А. А. Потебня. - М.: Просвещение, 1968. - 527 с.

53. Предложение в текстовом аспекте. - Вологда: Вологодский гос. пед. ин-т, 1985. - 120 с.

54. Российская грамматика Антона Алексеевича Барсова (подг. текста М. П. Тоболова, ред. Б. А. Успенский). - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 776 с.

55. Руднев, А. Г. Синтаксис современного русского языка / А. Г. Руднев. - М.: Высшая школа, 1963. - 364 с.

56. Русская грамматика: [в 2 т.]. Т. 2: Синтаксис / редкол. Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др.; [Е. А. Брызгунова, К. В. Габучан, В. А. Ицкович и др.]; АН СССР, Ин-т рус. яз. - М.: Наука, 1980. - 709 с.

57. Русский язык: учеб. Пособие для 7-8 кл. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 1973. - 256 с.

58. Русский язык: учеб. Пособие для 7-8 кл. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. - 15-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

59. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. - 27-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 205 с.

60. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразов. учреждений / С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Ле- канта. - М.: Дрофа, 2014. - 269 с.

61. Санников, В. З. Русские сочинительные конструкции: Семантика. Прагматика. Синтаксис / В. З. Санников. - М.: Наука, 1989. - 266 с.

62. Сергиевская, Л. С. Сложное предложение: Принципы анализа: учебное пособие / Л. С. Сергиевская. - Рязань: РГПУ, 1994. - 80 с.

63. Синтаксис // Русский язык. Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. - М.: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 2003. - С. 471-476.

64. Синтаксис сложного предложения (устойчивые структуры русского языка). - Казань: Изд-во Казанского университета, 1985. - 136 с.

65. Современный русский язык: учеб. для филол. спец, ун-тов / под ред. В. А. Белошапковой. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1989. - 800 с.

66. Уханов, Г. П. Сложные полипредикативные (многокомпонентные) предложения: учебное пособие / Г. П. Уханов. - Калинин: Калининский гос. ун-т, 1981. - 88 с.

67. Федоров, А. К. Спорные вопросы теории сложноподчиненного предложения: учебное пособие / А. К. Федоров. - Курск: Просвещение, 1982. - 83 с.

68. Фортунатов, Ф. Ф. Избранные труды: [в 3 т.] Т. I. / Ф. Ф. Фортунатов. - М.: Учпедгиз, 1956. - 459 с.

69. Функционирование синтаксических категорий в тексте / Редколлегия: проф. С. Г. Ильенко (отв. ред.), Л. К. Дмитриева, Р. М. Теремова. - Л.: ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1981. - 160 с.

70. Чумак, Л. Н. Синтаксис русского и белорусского языков в аспекте культурологии / Л. Н. Чумак. - Минск: Белорусский государственный университет, 1997. - 196 с.

71. Чупашева, О. М. Соотносительность бессоюзных и союзных сложных предложений в современном русском литературном языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. М. Чупашева; Саратовский государственный педагогический институт. - Саратов, 1979. - 21 с.

72. Черемисина, М. И. Очерки по теории сложного предложения / М. И. Черемисина, Т. А. Колосова; отв. ред. З. Д. Попова; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии; Институт истории, филологии и философии. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1987. - 197 с.

73. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. - М.: Учпедгиз, 1941. - 288 с.

74. Шапиро, А. Б. Основы русской пунктуации / А. Б. Шапиро. - М.: Изд- во АН СССР, 1955. - 398 с.

75. Шварцкопф, Б. С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование / Б. С. Шварцкопф; отв. ред. Ю. Н. Караулов; АН СССР, Ин-т рус. яз. - М.: Наука, 1988. - 190 с.

76. Ширяев, Е. Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке / Е. Н. Ширяев; отв. ред. Д. Н. Шмелев; АН СССР, Ин-т рус. яз. - М.: Наука, 1986. - 221 с.

77. Шубина, Н. Л. Пунктуация в коммуникативно-прагматическом аспекте и ее место в семиотической системе русского текста: монография / Н. Л. Шубина; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 297 с.

78. Щерба, Л. В. О частях речи в русском языке / Л. В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. - М.: Учпедгиз, 1957. - С. 63-84.

Литература для самостоятельной работы по курсу

Основная

1. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. вузов: в 2 ч. Ч. 2: Морфология. Синтаксис / под ред. Е. И. Дибровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 624 с.

2. Синтаксис современного русского языка: хрестоматия с заданиями: учеб. - метод. комплекс по курсу «Синтаксис современного русского языка)» / М-во образования и науки РФ, СПб. гос. ун-т ; [сост. Г. Н. Акимова и др.]. - СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2013. - 712 с.

Дополнительная

1. Чупашева, О. М. Синтаксис современного русского литературного языка. Русская пунктуация (программа, планы, методические рекомендации): [учеб. пособие для студ. 4 курса ФФЖиМК] / Ольга Михайловна Чупашева; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2011. - 37 с.

2. Чупашева, О. М. Русский язык. Трудные вопросы синтаксического анализа: учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов / О. М. Чупашева ; М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПУ, 2003. - 94 с.

3. Синтаксис современного русского языка: учебник для вузов РФ: учеб.-метод. комплекс по курсу «Синтаксис современного русского языка)» / Г. Н. Акимова [и др.] ; [под. ред. С. В. Вяткиной] ; М-во образования и науки РФ, СПб. гос. ун-т. - СПб. : Филол. фак. СПбГУ, 2013. - 432 с.

Электронные образовательные ресурсы

1. Теоретические проблемы русского синтаксиса: взаимодействие грамматики и словаря: монография / Ю. Д. Апресян, И. М. Богуславский, Л. Л. Иомдин, В. З. Санников; Российская академия наук, Институт проблем передачи информации им. А. А. Харкевича, Институт русского языка; отв. ред. Ю. Д. Апресян. - Москва: Языки славянских культур, 2010. - 408 с.: ил. - (Studia philologica). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9551-0386-0. - ISSN I726-135X; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/mdex.php?page=book&id=474289.

2. Карданова, М. А. Русский язык. Синтаксис: учебное пособие / М. А. Карданова. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2017. - 454 с. - ISBN 978-5-9765-0322-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114929.

3. Скобликова, Е. С. Современный русский язык: синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учебное пособие / Е. С. Скобликова. - 5-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2018. - 264 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-89349-716-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364251.

4. Вараксин, Л. А. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения : сборник упражнений / Л. А. Вараксин. - Москва: Издательство «Флинта», 2010. - 184 с. - ISBN978-5-9765-0832-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 57914.

5. Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка. Синтаксис / Ф.И. Буслаев. - Репр. изд. 1858 г. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 339 с. - ISBN 978-5-4458-4928-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=44391.

6. Мустайоки, А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам / А. Мустайоки. - 2-е изд., стер. - Москва: Языки славянских культур, 2010. - 511 с. : ил. - (Studia philologica). - Библиогр.: с. 430-476. - ISBN 978-5-9551-0395-2. - ISSN 1726-135Х; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=473364.

7. Синтаксис осложненного и сложного предложений: учебно-методическое пособие / сост. О. А. Михайлова. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2016. - 97 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-2562-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482361.

8. Пешковский, А. М. Научные достижения русской учебной литературы в области общих вопросов синтаксиса / А. М. Пешковский. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 25 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226680.

9. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / A. М. Пешковский. - 8-е изд., доп. - Москва: Языки славянских культур, 2001. - 544 с. - (КЛАССИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ). - ISBN 5-94457-019-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211485.

10. Богородицкий, В. А. Общий курс русской грамматики / B. А. Богородицкий. - Казань: Типолитография Императорского Университета, 1907. - 274 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=53125.

Задания для самостоятельной работы по теме «Сложное предложение» по учебникам русского языка для общеобразовательной школы

Задания для анализа школьных учебников 5 класса

1. Выскажите свое мнение по поводу названия наличия двух и более грамматических основ опознавательным признаком сложного предложения, а наличии союза - опознавательным признаком союзного сложного предложения. Для чего, по Вашему мнению, авторы учебника ввели понятие «опознавательный признак»?

2. Проанализируйте материал учебников [1; 2; 3; 4] по теме «Сложное предложение», и выявите первый отличительный, с точки зрения авторов, признак сложного предложения. Выскажите свое мнение по этому поводу.

3. Считаете ли Вы абсолютным принцип распознавания сложноподчиненного предложения в отличие от сложносочиненного - в сложноподчиненном предложении к одной части сложного предложения можно поставить вопрос к другой? См. пример из упр. 333: Девочка посмотрела вслед улетающей ласточке, и слёзы закапали у неё из глаз. Каково по этому поводу мнение учёных?

Список учебников 5 класса

1. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл.: пособие для шк. и кл. с углубл. изуч. рус. яз. к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / В. В. Бабайцева [и др.]. - 4-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2002. - 320 с.

2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория: учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 10-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2001. - 330 с.

3. Русский язык. Практика: пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А. Ю. Купаловой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2000. - 362 с.

4. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская [и др.]. - Изд. 32-е. - М.: Просвещение, 2005. - 303 с.

Задания для анализа школьных учебников 5 и 9 классов

1. Сравните определение сложного предложения в учебниках для 5 и 9 классов:

  Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными;

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонаций;

Сложное предложение имеет в своём составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство;

Сложное предложение можно определить, как сочетание простых предложений, в котором образующие его части не обладают всеми свойствами простого предложения. Они не имеют главного свойства предложения как коммуникативной единицы - смысловой и интонационной законченности. <...> Сложное предложение - это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство;

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и объединяются по смыслу и особенностям произношения в одно целое.

Обсудите в группе, какой из признаков сложного предложения был усвоен обучающими в 5 классе, как осуществляется основной принцип обучения - от простого к сложному.

2. Проанализируйте представление информации о связи частей сложного предложения. Сделайте вывод о том, насколько учтен тот факт, что отношения между частями сложносочиненными предложениями подобны открытым и закрытым сочинительным связям (открытые - соединительные и разделительные; закрытые - противительные, сопоставительные, сопоставительно-соединительные, градационные и пояснительные); а также факт наличия переходных случаев между сочинением и подчинением:

Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Сравните: 1. Лето было знойное, и ледники в горах начали таять. 2. Так как лето было знойное, ледники в горах начали таять. Какое предложение сложносочиненное, какое - сложноподчиненное? В каком предложении причинные отношения выражены более явно? Благодаря чему?

3. Как представлена роль знаков препинания в следующих утверждениях? Насколько Вы согласны с выводами авторов учебника?

Сопоставьте по смыслу предложения. Что делает различным понимание смысла данных предложений?

1. Сестра получила письмо. Письмо было написано по-английски. Сестра его не поняла.

(Изложены три факта - сделаны три утверждения.)

2. Сестра получила письмо, оно было написано по-английски, и сестра его не поняла.

(Сделаны те же три утверждения, однако благодаря союзу И возникают причинно-следственные связи между фактом «написано по-английски» и фактом «сестра не поняла»: не поняла, так как недостаточно знает английский язык или совсем не знает.)

4. Оцените трудности в определении смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений, если учесть, что обучающиеся усвоили следующие темы: «Сложносочиненные предложения с соединительными союзами» (выражаются отношения: одновременность, последовательность действий и причинно-следственные отношения), «Сложносочиненные предложения с разделительными союзами» (выражаются отношения: чередования и взаимоисключения), «Сложносочиненные предложения с противительными союзами» (одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому) (знаки препинания надо расставить):

1. В большом зале уже гремел оркестр и начались танцы (А. Чехов).

2. Всё проходит да не все забывается (И. Бунин).

3. В открытое окно дышала тёплая и мягкая ночь и где-то далеко подчёркивая тишину комнаты гармонично стрекотали кузнечики (Л. Андреев).

5. Насколько корректны, по-Вашему, следующие высказывания:

1) Какое из предложений более точно выражает причинные отношения между двумя ситуациями?

1. Переходить реку опасно: лёд ещё очень тонкий.

2. Переходить реку опасно, потому что лёд ещё очень тонкий.

2) Придаточное предложение может относиться к определённому (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению.

Например,

Возьми книгу (какую книгу?), которая лежит на верхней полке.

Мать поняла (что поняла?), что ребёнок заболел.

Все уже были дома (когда все были дома?), когда я вернулся.

Какие положения типологии сложного предложения отражают эти задания?

6. Какой классификации придаточных предложений придерживаются авторы школьных учебников?

1) Существуют три наиболее широкие по значению группы сложноподчиненных предложений с придаточными: а) определительными; б) изъяснительными; в) обстоятельственными;

2) Основные виды придаточных по значению: подлежащные, сказуемые, определительные, дополнительные, обстоятельственные.

7. Определите дискуссионный момент в определении сложносочиненных предложений в учебнике:

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых части являются равноправными по смыслу и соединяются сочинительными союзами и интонацией. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

8. Оцените корректность задания в упр. 86 и «Советы помощника» и упр. 100 из учебника:

Упр. 99. Используя приведенные союзные слова, придумайте и запишите такие варианты продолжения предложения, чтобы получились придаточные определительные: Мы гуляли в старом саду, который/что/где/куда/откуда... Сделайте вывод: можно ли определить тип придаточной части сложноподчиненного предложения только по союзному слову?

Советы помощника: Следует различать некоторые придаточные изъяснительные и определительные. Придаточные изъяснительные, относящиеся к именам существительным, присоединяются с помощью союзов: Меня тревожила мысль (о чём?), что я не успею на последний автобус. Придаточные определительные, относящиеся к именам существительным, присоединяются с помощью союзных слов: Опасения (какие?), что тревожили меня уже неделю, наконец-то рассеялись;

Упр. 100. Продолжите предложения, употребив после главной части придаточную часть указанного в скобках вида. 1) Я люблю эти книги, что... (прид. определит.). 2) Мне показалась интересной мысль, что... (прид. определит.). 3) Всё-таки я сомневаюсь, что... (прид. изъяснит.). 4) Иван наконец-то понял, что... (прид. изъяснит.).

9. К заданиям повышенной сложности в учебнике отнесено следующее задание. Почему?

Упр. 104. В каких предложениях более важной в смысловом отношении является придаточная часть, в каких - главная? В каких предложениях позицию придаточной части можно изменить? Прочитайте их, изменив место придаточной части по отношению к главной. Какая из предикативных частей в каждом предложении стала более значимой в смысловом отношении? Почему вы так думаете?

10. Определите тип предложения, представленного в примечании в учебнике. Прокомментируйте текст примечания:

Сложноподчиненным предложениям с придаточными условными синонимичны предложения без союзов, в которых повелительное наклонение имеет значение условного, например, Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (Кр.).

Список учебников 5, 9 класса

1. Русский язык: 9 кл.: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, B. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Лекан- та. - М.: Дрофа, 2014. - 254 с.

2. Русский язык: Практика: 9 кл.: учебник / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Ю. С. Пичугова. - М.: Дрофа, 2014. - 301 с.

3. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. H. М. Шанский]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 207 с.

4. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория: учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 10-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2001. - 330 с.

5. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская [и др.]. - Изд. 32-е. - М.: Просвещение, 2005. - 303 с.

6. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. На- рушевич]. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 151 с.

7. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / C. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.]. - 27-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 205 с.

8. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория: учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 10-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2001. - 330 с.

Задания для исследовательской работы

1. Прочитайте практическую часть исследовательской работы (2007) студентки МГПИ (URL: http://textarchive.ru/c-2916996.html), выполненной под руководством автора настоящего курса лекций, и проанализируйте ее научную и методическую составляющую:

ГЛАВА II. Бессоюзное сложное предложение и его освещение в школьных учебниках

2.1. Современные программы по русскому языку для средней школы

Тема «Бессоюзное сложное предложение» изучается в 9 классе в курсе русского языка по рассматриваемым и действующим в современной школе программам. Для изучения темы по программе Т. А. Ладыженской выделяется 6 часов; по программе В. В. Бабайцевой - 6 часов; по программе М. М. Разумовской - 7 часов.

Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Т. А. Ладыженской:

1. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

2. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  - производить все виды разборов, в том числе синтаксический;

  - составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  - находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

  - обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;

  - находить и исправлять пунктуационные ошибки;

  - производить пунктуационный разбор предложения.

Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе В. В. Бабайцевой:

1. Видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);

2. Различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;

3. Производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении.

Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе М. М. Разумовской: по синтаксису:

  - различать изученные виды простых и сложных предложений;

  - интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

по пунктуации:

- правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. Знания, которые должны получить ученики 9 класса по теме «Бессоюзное сложное предложение» по программе Т. А. Ладыженской:

  - Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.

  - Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

  - Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Знания, которые должны получить ученики 9 класса по теме «Бессоюзное сложное предложение» по программе В. В. Бабайцевой:

  - Значения сложных бессоюзных предложений.

  - Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Знания, которые должны получить ученики при изучении темы «Бессоюзное сложное предложение» по программе М. М. Разумовской:

  - Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

  - Интонация бессоюзного сложного предложения.

  - Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Таким образом, все рассматриваемые программы применимы в современной школе. Их авторы ставят одинаковые задачи: научить ребят видеть сложные бессоюзные предложения, определять их значения, уметь передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот, объяснять различия в их строении и значении.

Рассмотрим, как тема «Бессоюзное сложное предложение» представлена в школьных учебниках, соответствующих данным программам.

2.2. Ученые комплексы

Сравним, какие теоретические материалы и практические задания по теме «Бессоюзное сложное предложение» даются в школьных учебниках по русскому языку для 9 класса С. Г. Бархударова (далее - учебник С. Г. Бархударова), в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой (далее - УМК В. В. Бабайцевой), в учебнике под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта (далее - УМК М. М. Разумовской).

2.2.1. Учебник С. Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс»

Книга разделена на три основных раздела, второй из которых «Сложное предложение». В него входит тема «Бессоюзные сложные предложения». Авторы дают следующее понятие бессоюзного сложного предложения: «Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными». На наш взгляд, не очень удачная формулировка, так как авторы не акцентируют внимание школьников на то, какими средствами связываются части сложного бессоюзного предложения. В научной грамматике классификация бессоюзных предложений строится по структурно-семантическому принципу, но авторы данного учебника группируют такие конструкции в зависимости от знаков препинания (точка, точка с запятой, тире, двоеточие), которые ставятся между предикативными частями и отражают определенные значения (перечисления, причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени и условия, следствия). С точки зрения авторов, это вызвано методическими соображениями: сложностью пунктуации в бессоюзном сложном предложении и необходимостью выработки у школьников пунктуационных навыков, что легче достигается при обобщении сведений об употреблении отдельных знаков препинания.

Под знаком ► даётся теоретический материал. Ниже приводится ряд упражнений для закрепления понятия, теории. Все правила подкрепляются примерами. В учебнике также даётся материал для словарной работы: слова в рамках. Все задания практических упражнений сводятся, в основном, к списыванию и расстановке пропущенных знаков препинания (например, упр. 139 на с. 59, 140 на с. 60, упр. 144 на с. 61, упр. 145 и 146 на с. 62 и т.д.). Почти во всех упражнениях дается задание: прочитайте бессоюзные сложные предложения, соблюдая правильную интонацию (например, упр. 138 и 139 на с. 59, упр. 142 на с. 60, упр. 143 на с. 61, упр. 145 на с. 62 и т.д.), что, на наш взгляд, немаловажно для удачной расстановки знаков препинания. Есть задания по составлению предложений (упр. 143 на с. 61, упр. 151 на с. 64, упр. 155 на с. 65, упр. 156 на с. 66), по составлению схем предложений (упр. 139 на с. 59, упр. 141 на с. 60, упр. 146 и упр. 147 на с. 62). Материал для упражнений подобран на основе произведений русской классики.

2.2.2. УМК В. В. Бабайцевой

Принципиально отличается своим построением, структурой, подбором материала учебный комплекс В. В. Бабайцевой. Во-первых, существует три вида учебников (отдельные книги), где материал расположен в соответствии со своим назначением, то есть книга первая: «Русский язык. Теория. 5-9 класс»; книга вторая: «Русский язык. Практика. 9 класс» и, наконец, книга третья: «Русская речь». В книге «Русский язык. Теория. 5-9 класс» находим теоретический материал для уроков по всему школьному курсу, где последовательно излагаются основы науки о русском языке, орфографические и пунктуационные правила, которые сопровождаются примерами. Материал разбит по классам и темам (аналогично программе). Теоретические сведения хорошо воспринимаются, так как собраны и приведены в отдельной книге-справочнике (кстати, практично при подготовке к выпускному экзамену и для повторения).

Раздел «Синтаксис» начинается, как и в программе Т. А. Ладыженской, с общих сведений о сложном предложении. Здесь мы впервые знакомимся с понятием бессоюзное сложное предложение: «Бессоюзным называется сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов». На наш взгляд, в данном учебнике дается более полное и точное определение бессоюзных конструкций, в отличие от учебника С. Г. Бархударова.

Во-вторых, классификация бессоюзных сложных предложений в данном УМК основана на семантическом принципе, как и в научной грамматике. Обучение бессоюзным сложным предложениям основывается на изученном материале о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях и строится на сопоставлении бессоюзных конструкций с союзными. Авторы подразделяют бессоюзные предложения на следующие типы: со значением одновременности и последовательности, противопоставления, времени и условия, причины и следствия, пояснения, дополнения. В зависимости от значения предложения ставятся знаки препинания (точка, точка с запятой, тире, двоеточие). В конце параграфа дана таблица, обобщающая полученные сведения:

Знаки

Значение

Как проверить?

,

одновременность и последовательность

по смыслу

-

а) при противопоставлении

б) в первом предложении время или условие

в) во втором предложении следствие

союзами а, но и др. союзами когда и если союзом так что

:

а) во втором предложении причина

б) второе предложение поясняет первое

в) второе предложение дополняет первое

союзом потому что союзами а именно, то есть союзом что

В книге «Русский язык. Практика. 9 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений» помещены практические материалы для уроков русского языка по синтаксису и пунктуации. Все упражнения и задания построены в соответствии с программой и основным учебником курса «Русский язык. Теория». Большое внимание уделяется работе над интонацией, которая влияет на смысл предложения. Причем интонация объясняется, например, в упр. 185 на с. 88: «В бессоюзном сложном предложении интонация должна быть более отчетливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части». В упражнениях даются различные виды разборов, в том числе и синтаксический, задания на составление схем предложений, работа по определению грамматических основ. Задания, касающиеся непосредственно синтаксиса сложного предложения, также разнообразны. Это и простая постановка знаков препинания (упр. 165 на с. 80, упр. 171 на с. 83 и т. д.), и замена одного предложения на другое (упр. 171 на с. 83, упр. 177 на с. 85 упр. 190 на с. 91 и т. д.), и сравнивание (упр. 190 на с. 90, упр. 195 на с. 93), и выявление синтаксических особенностей, и определение смысловых отношений в бессоюзном предложении (упр. 178 и 179 на с. 86, упр. 198 на с. 95) и т. д. В некоторых случаях даётся задание по работе над ошибками. Материал для практических упражнений взят из художественной литературы и устного народного творчества.

2.2.3. УМК М. М. Разумовской

Учебник состоит из 3 больших разделов. Во второй раздел входит материал о бессоюзном сложном предложении. Сначала дается понятие бессоюзного сложного предложения: «Бессоюзными называются такие сложные предложения, части которых соединяются между собой только по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов». Классификация бессоюзных конструкций в этом учебнике основана на семантическом принципе, также, как и в научной грамматике, и в УМК В. В. Бабайцевой, но без сопоставления со сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Авторы условно объединяют значения бессоюзных сложных предложений в несколько основных групп в зависимости от интонации и знаков препинания, с помощью которых значения бессоюзных предложений передаются на письме.

В каждом параграфе дается новый материал, выделенный другим шрифтом. Все правила подкреплены примерами. При раскрытии темы в § 24, 25, 26 рассматриваются интонационные схемы соответствующих предложений, их структурно-пунктуационная модель, что облегчает усвоение материала. Затем идут упражнения для закрепления теории, отработки умений и навыков по новой теме. Задания к практическим упражнениям довольно разнообразны. Школьникам предлагается расставить пропущенные знаки препинания (упр. 226 на с. 140, упр. 229 на с. 141, упр. 235 на с. 146, упр. 236 на с. 147), составить предложения (упр. 220 на с. 136), составить схемы предложений (упр. 215 на с. 133, упр. 217 на с. 135, упр. 219 на с. 135, упр. 223 на с. 138, упр. 225 на с. 139, упр. 226 на с. 140), выполнить синтаксический разбор (упр. 223 на с. 138, упр. 226 на с. 140, упр. 229 на с. 141). Даются задания на повторение орфографии (упр. 222 на с. 137, упр. 224 на с. 139, упр. 226 на с. 140, упр. 229 на с. 141). Во многих упражнениях требуется определить значение бессоюзных предложений (упр. 215 на с. 133, упр. 223 на с. 138, упр. 226 на с. 140, упр. 233 на с. 145), объяснить расстановку пропущенных знаков препинания (упр. 215 на с. 133, упр. 217 на с. 135, упр. 219 на с. 135, упр. 227 на с. 140,

упр. 229 на с. 142, упр. 235 на с. 146, упр. 236 на с. 148). В учебнике есть материал повышенной трудности. После каждого параграфа даются задания, раскрывающие значение, структуру, правописание слов (СЗП). В упр. 228 и 234 учащимся предлагается составить таблицы на употребление двоеточия и тире в бессоюзном предложении и заполнить их своими примерами. Значительное внимание уделяется речевому аспекту темы: отрабатываются интонационные навыки (например, в упр. 215 требуется объяснить интонацию бессоюзного сложного предложения, в упр. 217 нужно прочитать с правильной интонацией отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»); вид предложения соотносится с типом речи; учащимся предлагаются работы творческого характера типа сочинений, рассчитанных на употребление в собственной речи изучаемых структур (упр. 218 на с. 135, упр. 230 на с. 142). Материал для практических упражнений взят из художественной литературы, устного народного творчества, из газет.

2.3. Выводы

Итак, сравнив программы и учебники по русскому языку для 9 кл. по теме «Бессоюзное сложное предложение», необходимо отметить, что учебники и программы В. В. Бабайцевой и М. М. Разумовской, в отличие от программы Т. А. Ладыженской, по нашему мнению, дают более глубокие, систематизированные знания. Авторы пользуются научной терминологией, дают классификацию бессоюзных сложных предложений по семантическому принципу, как и в научной грамматике. На наш взгляд, самым удачным для работы в школе можно назвать учебный комплекс В. В. Бабайцевой. Во-первых, потому что весь теоретический материал школьного курса русского языка изложен в одной книге. Основной принцип, определяющий содержание учебника, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Его можно использовать не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к выпускным экзаменам. Во-вторых, классификация бессоюзных предложений основана на семантическом принципе, обучение основывается на изученном материале о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях и строится на сопоставлении бессоюзных конструкций с союзными. Считаем, что это очень удачно. Школьники запомнят постановку знаков препинания в соответствии со значением бессоюзного предложения и смогут себя проверить, подобрав синонимичные союзные предложения. К тому же это научный подход. В-третьих, интересные и разнообразные задания в упражнениях требуют от ученика не механического выполнения (переписывания и расстановки знаков препинания), а позволяют размышлять, вдумываться, сравнивать, учиться объяснять, формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. Задания помогают не только закрепить новые знания, но и повторить пройденный материал. Внимание уделяется работе над интонацией, которая влияет на смысл предложения. Наблюдение над интонационно-смысловой стороной текстов обостряет стилистическое чутье учащихся, помогает им понимать экспрессивную сторону речи. Словарная работа позволяет обогатить словарный запас школьника, выучить правильное написание слов. В- четвертых, в конце учебника «Русский язык. Практика. 9 кл.» даются ответы к наиболее сложным упражнениям, что позволяет школьникам выработать навыки самоконтроля.

Многие пособия по русскому языку в настоящее время рассматривают бессоюзные сложные предложения на основе семантического принципа.

Список использованной в исследовательской работе литературы

1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория: учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 2-е изд., стер. - М.: Просвещение, 1993.

2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Л. М. Рыбченкова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

3. Русский язык: Практика: 9 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Ю. С. Пичугова. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

4. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М.: Дрофа, 1998.

5. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.]. - 23-е изд. - М.: Просвещение, 2001.

2. Проанализируйте школьный учебник (на выбор) по теме «Сложное предложение». Обозначьте теоретические положения, которые использует автор выбранного Вами учебника.