Русский глагол: категории вида и времени - Е. В. Петрухина 2009

Категория глагольного вида
Способы глагольного действия (СГД) - Взаимодействие СГД с видом

Глагольное видообразование, являясь составной частью глагольной деривационной системы, связано со всеми ее подсистемами. Наиболее тесную связь категория вида обнаруживает с фазисно-временными, количественно-временными, специально-результативными и оценочно-результативными словообразовательными категориями, которые, как и вид глагола, характеризуют протекание действия во времени. Поэтому славянская аспектологическая традиция рассматривает соответствующие глагольные производные в рамках словообразовательно-грамматических аспектуальных разрядов, релевантных для видообразования, как способы глагольного действия (СГД).

В славистике имеется и другое понимание СГД как семантических (т. е. не обязательно словообразовательных) аспектуальных группировок глаголов, которое восходит к исходному определению термина «способ действия», введенного в 1908 С. Агреллем (1881-1937). С. Агрелль применительно к польскому языку термином «способ действия» назвал «те... семантические функции приставочных глаголов (а также некоторых бесприставочных глаголов и суффиксальных образований), которые уточняют, как совершается действие, обозначают способ его осуществления» [Агрелль 1962: 36]. Способы глагольного действия трактуются как аспектуальные семантические разряды (не обязательно выраженные словообразовательными средствами) в работах Ю. С. Маслова [Маслов 1959: 191; 2004: 31], М. А. Шелякина [Шелякин 2001] и др.

Способы глагольного действия занимают промежуточное место между собственно грамматическим видообразованием, представленным чистовидовыми парами типа переписать — переписывать, писать — написать, и мутационными типами глагольного словопроизводства типа ковать — приковать, копать — закопать. СГД взаимодействуют с видом -некоторые способы действия грамматикализуются (данный вопрос подробнее рассматривается ниже). От семантики способа действия зависит возможность вторичной имперфективации и значение вторичного имперфектива: в частности вторичные имперфективы не образуются от фазисно-временных СГД, а также от специально-результативных СГД, выражающих интенсивный и негативный результат (например, докричаться, добегаться, заучиться). Разнообразные СГД по семантике могут быть объединены в несколько группировок. В «Русской грамматике» (1980) выделяются временные, количественные и специально-результативные группировки способов действия [РГ-80: 596-604].