Интенсивный курс русского языка - Юлия Пушнова, И. И. Шарова, Е. О. Акимова 2009

Пунктуация
Способы передачи чужой речи

Чужая речь — это слова говорящего, но произнесенные ранее, слова собеседника или какого-либо третьего лица. В зависимости от способов передачи чужая речь подразделяется на прямую и косвенную.

Прямая речь — это точно воспроизведенные чужие слова, мысли, письменные высказывания, строго переданные от лица того, кто их высказал, подумал, написал. При оформлении прямой речи на письме различают два понятия:

1) собственно прямая речь , которая содержит чужое высказывание;

2) слова автора , сопровождающие прямую речь пояснениями, указаниями на автора этой речи, условиями, при которой она была произнесена, адресат или какие-либо дополнительные замечания, которые необходимы для ее точного понимания.

Прямая речь всегда заключается в кавычки. Оформление предложения с прямой речью на письме зависит от места, которое она занимает по отношению к словам автора.

Возможны следующие случаи.

1. Прямая речь стоит после слов автора. В этом случае перед ней ставится двоеточие. После кавычек прямая речь пишется с заглавной буквы. После предложения, содержащего в себе собственно прямую речь, ставится тот знак препинания, который необходим в данном предложении по цели высказывания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Схема такого предложения:

А: «П». или А: «П?» или А: «П!» или А: «П…».

Необходимо обратить внимание на то, что знаки препинания в конце предложения с прямой речью ставятся до кавычек, а не после, поскольку относятся только к прямой речи, а не ко всему предложению. Внутри прямой речи может быть несколько самостоятельных как простых, так и сложных предложений самого разного объема.

…И подумал Степан Парамонович: «Чему быть суждено, то и сбудется; постою за правду до последнего!» (Л.). И сказал ему царь Иван Васильевич: «Да об чем тебе, молодцу, кручиниться? Не истерся ли твой парчевой кафтан? Не измялась ли шапка соболиная? Не казна ли у тебя поистратилась? Иль зазубрилась сабля закаленная? Или конь захромал, худо кованный? Иль с ног сбил тебя на кулачном бою, на Москве-реке, сын купеческий?» (Л.). И он сильно схватил меня за руки и сказал мне так тихим шепотом: «Что пужаешься, красная красавица? Я не вор какой, душегуб лесной, я слуга царя, царя грозного, прозываюся Кирибеевичем, а из славной семьи из Малютиной…».

2. Прямая речь стоит перед словами автора . Независимо от вида предложения с прямой речью по цели высказывания она отделяется от слов автора с помощью тире. Слова автора в таких предложениях всегда будут писаться со строчной (маленькой) буквы. Внутри кавычек в конце собственно прямой речи ставится запятая, если предложение повествовательное. Следует обратить внимание на то, что запятая ставится после кавычек, а не до них. Вопросительный знак ставится, если прямая речь содержит вопрос, а восклицательный знак сопровождает эмоционально окрашенное предложение. Если высказывание не завершено, то в конце прямой речи ставится многоточие.

Схема такого предложения:

«П», — а. или «П?» — а . или «П!» — а. или «П…» — а.

«Вот это да, это я понимаю», — подумал пес (Б.). «Где у них черная лестница?» — соображал пес (Б.). «Фу, гадость…Отчего мне так мутно и страшно…» — подумал пес и попятился от тяпнутого (Б.). «Угу-гу-гу!» — какие-то пузыри лопались в мозгу пса (Б.).

3. Слова автора стоят в середине прямой речи (разрывают ее).

В этом случае знаки препинания в предложении с прямой речью ставятся в зависимости от того, какова структура предложения собственно прямой речи.

Если слова автора разрывают простое или сложноподчиненное предложение , то до них и после них ставится запятая и тире, в конце предложения ставится знак, необходимый по цели высказывания. Слова автора при этом пишутся с маленькой (строчной) буквы. Схема такова:

«П, — а, — п». или «П, — а, — п!» или «П, — а, — п ?» или «П, — а, — п…». « Пустое, государыня, — сказал Василий Васильевич, — мало ли о чем люди болтают, не горюй, брось…» (А. Н. Т.). «Кексгольм нам не трудно будет взять, — проговорил Гаврила Иванович Головкин смирным голосом, — но как бы король Карл в это время у нас вторую фигуру не отыграл, на сей раз — ферзя» (А. Н. Т.). Точка в самом конце предложения ставится после кавычек. « Как, — говорит, — только ты ухитрился узор такой вырезать и камня нигде не обломил!» (Баж.). «Как ты, — говорят, — птаха Дуняха, одна по лесу сорок верст пройдешь?» (Баж.).

Аналогична пунктуация, если предложение бессоюзное или сложносочиненное , но это касается только тех предложений, в которых части в смысловом отношении не слишком удалены друг от друга.

«Я не хотел ее смерти, — отвечал Герман, — пистолет мой не заряжен» (П.). «Позвольте заметить вам, — сказал Чекалинский с неизменною своею улыбкою, — что игра ваша сильна: никто более двухсот семидесяти пяти семпелем здесь еще не ставил» (П.) .

Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений , то пунктуация при этом немного меняется. Если первое предложение, за которым следуют слова автора, повествовательное, невосклицательное, то после него и ставится запятая и тире. После слов автора ставится точка и тире, и вторая часть прямой речи, т. е. следующее предложение, пишется уже с заглавной (большой) буквы. Схема такого предложения следующая:

«П, — а. — П». В абсолютном конце предложения ставится тот знак, который необходим в зависимости от цели высказывания.

«Добро, — сказал Пугачев. — Теперь скажи, в каком состоянии ваш город» (П.).

Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений после восклицательного или вопросительного предложения, то перед ними после первого предложения прямой речи ставится вопросительный или восклицательный знак. Далее слова автора с маленькой (строчной) буквы, после них точка, тире. Далее второе предложение прямой речи пишется с большой (заглавной) буквы.

«Как нам выйти из дому? — сказала наконец Лизавета Ивановна. — Я думала провести вас по потаенной лестнице, но надобно идти мимо спальни, а я боюсь» (П.). «Что ты, мать моя! глуха, что ли! — закричала графиня. — Вели скорей закладывать карету» (П.).

«Благополучно? — повторил Пугачев. — А народ мрет с голоду!»(П.).

Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений и после первого предложения предполагается на конце многоточие, то знаки препинания ставятся в зависимости от распространенности и взаимосвязи частей. Если многоточие находится в середине высказывания, содержащего собственно прямую речь, и указывает на какие-либо раздумья, паузу, то после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи продолжается со строчной (маленькой) буквы. Если многоточие стоит на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставятся точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с большой буквы. После многоточия иных знаков препинания не ставится. Схемы: «П… — а, — п». или «П… — а. — П». Знак в абсолютном конце предложения ставится в зависимости от цели высказывания предложения, содержащего собственно прямую речь.

«Хорошо… — после длительного раздумья произнес отец, — я помогу тебе в этом деле».

«Хорошо… — после длительного раздумья произнес отец. — А на деле как все это будет выглядеть?»

Если прямая речь разрывается словами автора, содержащими два сказуемых, т. е. одна часть слов автора относится к первой части прямой речи, а вторая часть — ко второй, то после первой части прямой речи ставится тот знак препинания, который необходим по цели высказывания и интонации. Слова автора при этом пишутся с маленькой буквы. После слов автора ставится двоеточие, и вторая часть прямой речи пишется с большой буквы с соответствующим знаком препинания в конце.

«У меня вопрос к непосредственным участникам событий, — поднял руку журналист, сидевший на этой пресс-конференции на самом последнем ряду, и поинтересовался: — Что вы обо всем этом думаете?» «П, — а: — П?»

«Вы не подскажете, как пройти на набережную? — на ломаном русском пытался выяснить у прохожего пожилой иностранец и, смутившись, уточнил: — Вы меня понимаете?» «П? — а: — П?»

Следует отметить еще один случай, когда прямая речь включается непосредственно в авторские слова, т. е. входит в предложение.

На вопрос клиента: «Какова же реальная стоимость этого произведения?»

— быстрого удовлетворительного ответа дать не мог ни один оценщик.

Прямая речь включается в предложение там, где это позволяет смысл высказывания и интонация. Перед прямой речью ставится двоеточие, само предложение с прямой речью оформляется как обычно, в кавычках и с соответствующими знаками препинания. После прямой речи ставится тире, и предложение продолжается со строчной (маленькой) буквы.

Если прямая речь является вопросительным или восклицательным предложением, то ставится соответственно вопросительный или восклицательный знак. Если же собственно прямая речь представляет собой незавершенное высказывание, то в конце нее ставится многоточие. Следует обратить внимание на то, что эти знаки ставятся внутри кавычек, а не после них. Если же прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то в конце предложения с прямой речью ставится не точка, а запятая, причем ставится она после кавычек.

Схемы предложений, когда прямая речь входит непосредственно в авторские слова:

А: «П?» — а. или А: «П!» — а. или А: «П…» — а. или А: «П», — а.

В ответ на мое предложение: «Посмотрим новые ткани», — подруга ответила, что ей некогда.

Участники событий потребовали: «В этом деле необходимо тщательно разобраться!» — и потребовали назначения дополнительного расследования.

Я сердито спросила: «Не поздно ли?» — но потом успокоилась, подумав, что в другое время этим заниматься будет некогда.

Может быть и такой случай, когда прямая речь не сопровождается словами автора. В этом случае она целиком пишется в кавычках.

Упражнение 1.

Расставьте знаки препинания в данных предложениях с прямой речью.

Укажите прямую речь и слова автора.

Доктор вас к телефону послышался голос седовласой дамы (Ефр.). Что же другого вы можете ожидать от меня как не полного согласия удивился больной Ведь пока вы играли я все окончательно решил (Ефр.). Кто бы это мог быть недоуменно спросила Екатерина Алексеевна Открой Рита! (Ефр.). Порфирий воскликнул толстый увидев тонкого Ты ли это Голубчик мой сколько зим сколько лет (Ч.). Помилуйте…Что вы-с… захихикал тонкий еще более съеживаясь Милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги…(Ч.). Или же он впадал в добродушный тон подзывал к себе Каштанку и говорил ей Ты Каштанка насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно что плотник против столяра…(Ч.). Мне однако же сказывали скромно заметил Чичиков что у вас более тысячи душ (Г.). Вон оно как подумал про себя Чичиков Хорошо же что я у Собакевича перехватил ватрушку да ломоть бараньего бока (Г.).

Хорошо же вы обо мне думаете обиделся коллега а потом сказал с вызовом А ведь у меня все расчеты давным-давно готовы. Он возмутился И что же мне со всем этим делать но подумав успокоился и согласился все сделать как положено.