Интенсивный курс русского языка - Юлия Пушнова, И. И. Шарова, Е. О. Акимова 2009

Виды разборов

I. Порядок фонетического разбора

1. Указать, сколько в слове слогов, и на какой из них падает ударение.

2. Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные) и назвать, какими буквами они обозначены.

3. Дать характеристику согласных звуков (звонкие или глухие, твердые или мягкие) и назвать, какими буквами они обозначены.

4. Сказать, сколько в слове звуков и букв.

Образец разбора

Союз Устный разбор

В слове союз два слога: со-юз, ударение падает на второй слог.

Гласные звуки:

первый — безударный [а], обозначен буквой «о»; второй — ударный [у], обозначен буквой «ю».

Согласные звуки:

[с] — глухой, твердый; обозначен буквой «с»;

[й’] — звонкий, мягкий, «ю» после гласного распадается на [йу];

[с] — глухой, твердый; обозначен буквой «з».

В слове союз 5 звуков, 4 буквы.

Письменный разбор со-юз с — [с] — глухой о — [а] — гласный ю — [й’] — звонкий [у] — гласный з — [с] — глухой


4 буквы, 5 звуков.

Порядок разбора по составу.

1. Указать окончание и основу.

2. Выделить суффиксы и приставки (если они есть), а в сложных словах — и соединительные гласные.

3. Указать корень (или корни — в сложных словах).

Разбор слова по составу

Порядок разбора

1. Окончание и основа; значение окончания.

2. Приставка (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно).

3. Корень; 2—3 однокоренных слова.

Образец разбора.

(В) голубоватой (дымке). Перевозчик.

Устный разбор

1. Голубоватая, голубоватые. В слове голубоватой окончание — ой, основа голубоват- . Окончание обозначает, что прилагательное стоит в женском роде, в предложном падеже, в единственном числе.

2. Голубоватый — голубой . В слове голубоватый суффикс — оват-. Он образует имена прилагательные, которые имеют значение «не совсем такой», «чуть-чуть такой»: голубоватый — значит не совсем голубой.

3. Корень в этом слове — голуб-. Однокоренные слова: голубой, голубизна, голубеть.

1. Перевозчик — перевозчика. В слове перевозчик нулевое окончание. Основа — перевозчик- . Окончание указывает здесь на то, что имя существительное стоит в именительном падеже единственного числа.

2. Перевозчик — перевозить. В слове перевозчик суффикс — чик. Он обозначает лиц (людей) по роду их занятий, по профессии.

Перевозчик — возчик. В слове перевозчик есть приставка пере-. Она имеет значение передвижения с одного места на другое.

3. Корень слова — воз-. Однокоренные слова: возить, повозка.

Письменный разбор

Голубоватой. Перевозчик.

Порядок словообразовательного разбора.

1. Найти слово (или его основу), от которого образовано данное (с учетом лексического значения).

2. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и прочего образовано данное слово.

3. Назвать способ словообразования.

Образец разбора

Словосочетания березовое полено. Подберезовик.

Березовое (полено) — ( полено) из березы. Значит, слово березовое образовано от слова береза , из которого взята основа бере — и к которой прибавлен суффикс — ов-; следовательно, это суффиксальный способ образования.

Подберезовик — гриб, растущий в березовом лесу. Значит, слово подберезовик образовано от слова березовый, из которого взята основа б ерезов- и к которой одновременно прибавлены приставка под- и суффикс — ик-; следовательно, слово подберезовик образовано приставочно-суффиксальным способом.

Порядок морфологического разбора

1. Самостоятельные части речи

Сначала надо назвать часть речи и привести начальную форму слова (если оно изменяется — склоняется или спрягается).

Затем указать:

1) у существительных — собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; употреблено в форме… падежа…. числа;

2) у прилагательных — разряд по значению (если прилагательное стоит в одной из форм степеней сравнения или в краткой форме, отметить это); употреблено в форме…падежа (если эти формы имеются)….числа….рода (в ед. ч.);

3) у числительных — простое или составное, количественное или порядковое (если собирательное или дробное, отметить это); употреблено в форме… падежа…числа…и рода (если они есть);

4) у глаголов — вид, переходность, спряжение, употреблен в форме… наклонения….числа….времени (в изъявительном наклонении)….лица или рода;

5) у причастий — что это особая форма глагола, назвать форму им. п. ед. ч. м. р., действительное или страдательное (если оно стоит в краткой форме, отметить это), время, вид; употреблено в форме… падежа…числа…рода (в ед. ч.);

6) у деепричастий — что это особая форма глагола, вид;

7) у наречий — значение; отметить, если употреблено в одной из форм степеней сравнения.

2. Служебные части речи

1. Назвать часть речи.

2. Отметить:

1) у предлога — с каким падежом употреблен;

2) у союза — сочинительный или подчинительный;

3) у частицы — разряд по значению.

После этого указывается синтаксическая роль части речи.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.

3. Непостоянные признаки: падеж, число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима (А. Пушкин).

Устный разбор

I. Север — существительное.

II. Обозначает предмет: (что?) север.

1. Начальная форма — север.

2. Имеет постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения.

3. Употреблено в именительном падеже, в единственном числе — это его непостоянные признаки.

III. В предложении является подлежащим.

Письменный разбор

I. Север — сущ.

II. (Что?) север.

1. Н. ф. — север.

2. Пост. — нариц., неодуш., м. р., 2-го скл.;

3. Непост. — в им. п., в ед. ч.

III. Что? север.

Морфологический разбор имени прилагательного.

План разбора.

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки:

1) у качественных: степень сравнения, краткая и полная форма;

2) у всех прилагательных: падеж, число, род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Чиста небесная лазурь. Теплей и ярче солнце стало (А.Плещеев).

Устный разбор

I. Небесная (лазурь) — имя прилагательное.

II. Обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная .

1. Начальная форма — небесный.

2. Имеет постоянный морфологический признак — относительное.

3. Употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде — это его непостоянные признаки.

III. В предложении является определением.

Письменный разбор

I. Небесная (лазурь) ((волнистой линией)) — прилаг.

II. Лазурь (какая?) небесная.

1. Н.ф. — небесный.

2. Пост. — относит.;

3. Непост.: в им. п., в ед.ч., в ж. р.

III. Лазурь (какая?) небесная.

Морфологический разбор имени числительного

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж).

2. Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое.

3. Непостоянные признаки: падеж; число (если есть); род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Петя выучил пятнадцать английских слов.

Устный разбор

I. Пятнадцать — имя числительное.

II. Обозначает количество: выучил (сколько?) пятнадцать слов.

1. Начальная форма — пятнадцать.

2. Имеет постоянные признаки: простое, количественное, целое.

3. Употреблено в винительном падеже — это его непостоянный признак.

III. В предложении входит в состав дополнения пятнадцать слов.

Письменный разбор

I. Пятнадцать ((подчеркнуть пунктирной линией)) — числит.

II. Выучил (сколько?) пятнадцать (слов).

1. Н. ф. — пятнадцать.

2. Пост.: прост., колич., целое;

3. Непостоян. — в вин. пад.

III. Что? пятнадцать (слов).

Морфологический разбор местоимения

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки: разряд; лицо (у личных местоимений).

3. Непостоянные признаки: падеж; число (если есть); род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

К кому-то принесли от мастера ларец (И. Крылов.).

Устный разбор

I. (К) кому-то — местоимение.

II. Указывает на предмет: принесли (к кому?) (к) кому-то .

1. Начальная форма — кто-то.

2. Имеет постоянный морфологический признак — неопределенное.

3. Употреблено в дательном падеже — это его непостоянный признак.

III. В предложении является дополнением.

Письменный разбор

I. (К) кому-то — местоим.

II. Принесли (к кому?) (к) кому-то.

1. Н.ф. — кто-то.

2. Пост. неопредел.;

3. Непост. — в дат. п.

III. К кому? к кому-то ( принесли) .

Морфологический разбор глагола

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (неопределенная форма).

2. Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение.

3. Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Работай до поту, так поешь в охоту.

Устный разбор

Работай — глагол.

I. Обозначает действие (что делай?) работай .

1. Начальная форма — работать.

2. Имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, 1 спряжение.

3. Употреблен в повелительном наклонении, в единственном числе, во втором лице — это его непостоянные признаки.

III. В предложении является сказуемым.

Письменный разбор

I. Работай ((подчеркнуть двумя линиями)) — глагол.

II. (Что делай?) работай.

1. Н.ф. — работать.

2. Пост.: несов. вид, неперех., 1 спряж.

3. Непост. — в повелит. накл., в ед.ч., во 2-м лице.

III. Что делай? работай.

Морфологический разбор предлога

План разбора

1. Часть речи.

2. Морфологический признак: простой или составной; производный или непроизводный.

Образец разбора

Над землею туман облаками вставал (И. Никитин.).

Устный разбор

1. Над — предлог. Служит для связи главного слова вставал с зависимым существительным землею в творительном падеже.

2. Имеет морфологические признаки — простой, непроизводный, неизменяемое слово.

Письменный разбор

Над — предлог.

1. Вставал над землей.

2. Морф. призн.: прост., непр., неизм.

Морфологический разбор частицы

План разбора

1. Часть речи.

2. Разряд.

Образец разбора

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Устный разбор

И — частица.

Вносит дополнительное значение усиления: и (в значении даже ).

Частица модальная.

Письменный разбор

И — частица.

1. Доп. знач. усиления.

2. Мод.

Порядок синтаксического разбора

I. Словосочетание

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимые слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.

3. Указать грамматическое значение словосочетания.

Образец разбора

Юные барабанщики. Устный разбор

В словосочетании юные барабанщики главное слово — барабанщики. Барабанщики (какие?) юные. Юные — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным.

Письменный разбор юные барабанщики (прилаг.) (сущ.)

II. Простое предложение

1. Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.

2. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.

3. Рассказать о строении предложения:

а) двусоставное или односоставное; если односоставное — какого типа (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное);

б) нераспространенное или распространенное;

в) полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).

4. Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями и обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

5. Разобрать предложения по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее — второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем — в состав сказуемого).

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

Образец разбора В лес прозрачный, осенний, сосновый золотая вошла тишина.

Устный разбор

Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения — тишина (подлежащее), вошла ( сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространенное. Тишина (какая?)

золотая — определение.

Вошла (куда?) в лес — обстоятельство. В лес (какой?) прозрачный, осенний, сосновый — однородные определения, произносятся с интонацией перечисления.

Письменный разбор.

куда? какой? какая? В лес ((пунктирная)) прозрачный, осенний, сосновый золотая ((волнистой)) вошла ((двойная)) тишина.

III. Сказуемое

1. Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).

2. Указать, чем выражено сказуемое:

а) простое — какой формой глагола;

б) составное глагольное — из чего состоит;

в) составное именное — какая употреблена связка, чем выражена именная часть.

IV. Предложение с однородными членами

При разборе указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при помощи интонации или при помощи интонации и союза).

Остальное — как при разборе простого предложения.

V. Предложение с обособленными членами

При разборе предложения указать, каким членом предложения является весь оборот, затем в качестве членов предложения разобрать слова, входящие в него.

Остальное — как при разборе простого предложения.

VI. Предложения с прямой речью

1. Указать, что это предложение с прямой речью.

2. Назвать слова автора и прямую речь.

3. Разобрать их.

4. Объяснить расстановку знаков препинания.

VII. Сложносочиненное предложение

1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

3. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).

4. Объяснить расстановку знаков препинания.

5. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

VIII. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

1. Назвать вид предложения по цели высказывания. Если оно восклицательное, отметить это.

2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

3. Указать главное и придаточное предложения.

4. Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.

5. Объяснить расстановку знаков препинания.

6. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

IX. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

1. Назвать вид предложения по цели высказывания.

2. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

3. Указать главное и придаточное предложения.

4. Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинация этих видов).

5. Объяснить расстановку знаков препинания.

6. Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

X. Бессоюзное сложное предложение

1. Назвать вид предложения по цели высказывания.

2. Найти грамматические основы каждого простого предложения.

3. Определить, сколько простых предложений входит в состав данного сложного, как эти предложения по смыслу относятся друг к другу (перечисление фактов, указание на причину и т. д.).

4. Объяснить расстановку знаков препинания.

5. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

XI. Сложное предложение с разными видами связи

1. Назвать вид предложения по цели высказывания.

2. Найти грамматические основы каждого простого предложения.

3. Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной, союзной сочинительной и бессоюзной и союзной подчинительной и др.).

4. Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.

5. Объяснить расстановку знаков препинания.

6. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

Табл. 5 Знаки препинания

Табл. 6 Словарные слова, необходимые для запоминания.

Табл. 7 Спряжения глаголов

Табл. 8 Таблица склонений

Слитное и раздельное написание НЕ

Табл. 9

Слитное, дефисное и раздельное написаниеполс частями речи

Табл. 10

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Табл. 11

Таблица форм глаголов

Табл. 12

Таблица образования деепричастий

Табл. 14