Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Морфемика. Словообразование. Орфография
Урок 28. Употребление ь и ъ
Цели: повторить функции ь и ъ; совершенствовать навыки правописания ь и ъ; показать связь правописания с фонетикой, морфемикой, лексикой, морфологией.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника.)
III. Работа по теме урока
1. Правописание ь и ъ (слово учителя, сообщения учащихся)
Поговорим о буквах, которые не обозначают звуков, — ь и ъ.
— Вспомните, в каких случаях пишутся эти буквы.
(Сообщения.)
Комментарии
Твёрдый и мягкий знаки используются как разделительные. Твёрдый знак пишется после русских и иноязычных приставок на согласный или после «числительной» части сложного слова перед буквами с, ё, ю, я: подъезд, съёмка, изъявить, адъютант, двухъярусный.
Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед е, ё, ю, я, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный, пьеса) и в некоторых иноязычных словах перед о (бульон, компаньон, медальон).
То есть при выборе ь или ъ необходимо применить знания по морфемике — определить часть слова, в которой происходит «разделение».
Особенно часто сомнения возникают в таких словах, как сверхъестественный (сверх — приставка), трёхэтажный (второй корень начинается на э, а не на е, ё, ю, я), аэрофотосъёмка (ъ «спрятан» между корнями сложного слова, следует после приставки с-), подьячий (приставка по-, корень -дьяч-, однокоренное слово дьяк; разделительный знак в корне, поэтому ь).
Если ъ служит только как разделительный, то у ь функций больше. Кроме разделительной, ь выполняет функцию обозначения самостоятельной мягкости парных и непарных согласных на конце, а также в середине слов перед согласными (кровь, рысь, егерь, банька, авоська, судьба) и грамматические функции: обозначает род существительных 3-го склонения (рожь, фальшь, ночь, соль), пишется в глагольных формах — в инфинитивах (стоять, беречь), в глаголах 2-го лица единственного числа (молчишь, улыбаешься), в глаголах повелительного наклонения (встань, отрежь).
Выполняя грамматические функции, ь чаще всего не несёт никакой фонетической нагрузки (ср.: нож — ложь, ключ — ночь, встретится — встретиться), не обозначает мягкости не только у непарных твёрдых, но и у непарных мягких согласных.
Остановимся на некоторых наиболее трудных случаях употребления ь. Необходимо прежде всего определить часть речи. Если слово является существительным женского рода, надо быть особенно внимательными: часто ошибки происходят при написании таких слов, как стая туч, пять задач, берёзовых рощ. Вспомним, что 6 ставится на конце существительных 3-го склонения (молодёжь, роскошь), а слова туча, задача, роща относятся к 1-му склонению и в данных словосочетаниях стоят в родительном падеже.
Происходит путаница и в кратких формах прилагательных. Если мы правильно определим часть речи в словах горяч, пахуч, пригож, то избежим ошибки.
В глагольных формах затруднение часто вызывает форма повелительного наклонения с шипящим на конце: не режьте овощи мелко, намажьте масло на хлеб, не прячьтесь от грозы под деревьями. В глаголах повелительного наклонения ь ставится на конце слова (режь, намажь, прячь, ешь) и сохраняется во множественном числе (режьте, намажьте, прячьтесь, ешьте). Проверить эти слова можно той же формой с нешипящим согласным на конце (встань — встаньте, брось — бросьте), где ь явно присутствует.
Пригодятся и знания по лексике (об омонимах, омофонах, омоформах). Например, часто происходят ошибки в омофоничных формах инфинитива глагола, формах 3-го лица и его безличных формах: не надо бояться — его все боятся, не буду зря тревожиться — она часто тревожится, от безделья можно и спиться — утром сладко спится (вспомним и омофоничное существительное спица). В подобных случаях для проверки ставим вопрос к глаголу.
Многие любят людей, с которыми легко (что делать?) общаться.
Пусть добро (что делает?) помнится.
А вот примеры с существительными. Существительное 3-го склонения печь и глагольный инфинитив печь пишутся с ь; существительное 3-го склонения тушь — с ь, а 2-го склонения туш — без ь; глагольная форма повелительного наклонения плачь пишется с ь, а существительное 2-го склонения плач — без ь. Поэтому надо обязательно рассматривать примеры в контексте.
И ещё несколько правил надо вспомнить. Мягкий знак пишется в прилагательных, обозначающих месяцы: декабрьский, июльский и т. д. Исключение: январский.
Мягкий знак пишется в середине сложных числительных больше сорока (пятьдесят, шестьсот), в косвенных падежах некоторых числительных (четырьмя, пятью, восьмью, семьюдесятью и т. д.).
Нельзя писать ь в сочетаниях нч, нщ, щн, чк, чн, рч: клянчить, банщик, мощный, бочка, вечность, парча и т. д.
Обязателен ь на конце наречий на шипящий: ударить наотмашь, открыть настежь, нестись вскачь, забыть напрочь и т. д., за исключением слов, составляющих мнемоническую фразу: «Уж замуж невтерпёж».
Вы заметили: каких бы орфографических правил мы ни касались, постоянно приходится обращаться к базовым, теоретическим, основным положениям системы русского языка. Если понимать язык как бесконечный свод правил и исключений, ориентироваться в нём очень трудно, а вот представление о языке как о системе, живом, развивающемся явлении поможет прояснить многое не только в языке, но и окружающем мире в целом.
2. Объяснительный диктант
В беличьей шубке, золочёный медальон, субъективное мнение, закопчённая сельдь, сверхъестественные явления, зеркальный шифоньер, второй фальстарт, пятьсот восемьдесят третья аудитория, несведущ в медицине, фальшь в исполнении песни, изъявительное наклонение, уберечься от гриппа, умножьте на шестнадцать, упасть навзничь, сибирское здоровье, трёхъязычный справочник, отправьте письменное подтверждение, небольшой изъян.
Дополнительное задание: укажите тип подчинительной связи в выделенном словосочетании.
3. Практическое задание
— Спишите, вставьте пропущенные буквы там, где необходимо, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Выполните синтаксический разбор предложения 3, морфемный и морфологический разбор слов предложения 4, фонетический разбор последнего слова.
1) Ветер ветер ты могуч., ты гоняеш.. стаи туч., всюду вееш.. на просторе. (А. С. Пушкин) 2) А лар..чик просто открывался. (И. А. Крылов) 3) Скоро сказка сказывает..ся да не скоро дело делает..ся. 4) Брос..те пр..тв..рят..ся! 5) Любиш.. катат..ся люби и саноч..ки возить. 6) Обез..янке удалось моментально вск..рабкат..ся на мач..ту и (от) туда она внимательно следила за матросами которые соб..рались за ней ле(з, с)..ть.
4. Тест
1. Укажите словосочетание, в котором пишется ь.
1) двух..ярусная кровать
2) с обширных пастбищ..
3) парень горяч..
4) постав..те на место
2. Укажите словосочетание, в котором пишется ъ.
1) об..ективные обстоятельства
2) двух..уровневая квартира
3) с..ыгранная команда
4) сверх..интересная передача
3. Укажите слово, в котором пишется ь.
1) шес..надцатый
2) навзнич..
3) ад..ютант
4) суб..ект
Домашнее задание
Повторить тему «Морфемика. Словообразование», подготовиться к тесту.