Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Развитие речи
Урок 32. Практическая работа. Анализ текста

Цель: совершенствовать навыки анализа текста-рассуждения, работы с тестами формата ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Большое внимание на Едином госэкзамене уделяется проверке умения анализировать текст с разных сторон. В демоварианте 2012 г., как и в КИМах ЕГЭ прошлых лет, содержится несколько текстов: один основной, объёмный, и два небольших. Рассмотрим сначала задания, касающиеся уже известного нам текста Л. М. Леонова.

2. Обсуждение заданий демоварианта ЕГЭ-2013

А28. О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую... и это купель зрелости!»?

1) отступление наших войск проходит без боёв, без крови

2) автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок

3) чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа

4) автор письма не трус и не боится предстоящих сражений

Комментарии

Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать содержание текста. Вид композиции фрагмента романа Л. М. Леонова — рассказ в рассказе. Герой рассказывает о своём опыте войны в письме к любимой девушке. Он действительно пишет о бескровном отступлении наших войск (вариант 1), но главное, что тревожит его душу, происходит на фоне этого отступления. Таким образом, первый вариант ответа ошибочен.

Второй вариант — это суждение одной из героинь, её вывод из прочитанного, из «строя мыслей» Родиона. Это суждение не следует из данного в задании высказывания.

Главное впечатление войны для героя — встреча с девочкой, «покидаемой на милость врага». Это и было испытанием силы духа. В третьем варианте содержится правильный ответ.

Все же проверим и четвёртый вариант. Автор письма, конечно, не трус, но дело не в предстоящих сражениях. Он набрался мужества посмотреть в глаза девочке, возможно, обречённой на смерть, и чувствует свою вину, свою ответственность за судьбу этого ребёнка.

Итак, правильный ответ — 3.

А29. Какое утверждение является ошибочным?

1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.

2) В предложениях 3 — 5 представлено рассуждение.

3) Предложения 8 — 9 включают описание.

4) Предложения 24 — 26 содержат повествование.

Комментарии

В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей: это подтверждается глаголами-сказуемыми: шёл, встала, подбежала, зажмурился, принял.

В предложениях 3 — 5 представлено рассуждение. Предложения 4 и 5 — это размышления героини, в результате которых она не находит объяснения поведению Родиона. Ей кажется логичным, что он должен был дать знать о себе хотя бы открыткой. В предложении 3 содержится и тезис («начальные предположения» Вари, очевидно, были обвинительными), и вывод (Варе пришлось стыдиться впоследствии этих предположений).

Предложения 8 — 9 включают описание листка, проткнутого карандашом, и «тусклых, полузаконченных строк».

В предложения 24 — 26 содержится рассуждение героя о путях возмужания, о своём неоплатном долге.

Значит, утверждение варианта 4 ошибочно, правильный ответ — 4.

Обратимся к следующему тексту.

1) ... (2) Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3) Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4) При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5) ... промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение.

2) Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.

3) Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.

4) Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.

Комментарии

Задание требует установить правильную последовательность предложений в тексте.

Правильный ответ под цифрой 2. Обоснуем наш выбор.

Предложения 1 и 2 связаны по цепочке (цепная связь) с помощью слов одной лексической группы и по смыслу: второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого: морские сражения — парусные корабли палили... чугунными ядрами из... пушек.

Хотя в остальных трёх предложениях есть лексика, сходная с лексикой предложения 2: у моряков, морского оружия, в боевых действиях, но прямой связи между ними нет.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?

1) однако

2) даже

3) несмотря на это

4) следовательно

Комментарии

Правильный ответ находим сразу — под цифрой 1. Слово однако выражает противопоставление частей текста: упоминание

о промышленной революции XIX в. — антитеза описания отсталости вооружения до неё. Подставив в предложение для проверки другие варианты, убедимся, что именно это средство связи предложений текста (однако) логически верно.

А12. Укажите значение слова корректива (коррективы) (предложение 5).

1) вежливость

2) соотношение

3) ошибка

4) поправка

Комментарии

Задания по поиску лексического значения слова мы уже выполняли. Даже если значение слова корректива неизвестно, надо подобрать однокоренные слова (корректировать, корректор, корректура), попробовать подставить в предложение остальные значения, приведённые в задании. Надо обратиться к конкретному предложению с этим словом, и контекст подскажет правильный ответ. В данном случае это слово поправка, верный ответ — 4. Кстати, в словарях находим вариант мужского рода: корректив.

Разберём задания к следующему тексту.

Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. Поэтому для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

2) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.

3) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.

4) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требуют жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

Комментарии

Задание подразумевает информационную обработку письменных текстов различных стилей и жанров.

Этот небольшой текст научного стиля — рассуждение, о чём говорит цепная связь между предложениями, средство связи — наречие поэтому, означающее «вот почему», «по этой причине», характерное для рассуждения. Первое предложение — тезис, второе содержит уточнение тезиса («для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений») и вывод («проводится контроль»). Третье предложение — пояснение к выводу, а вывод — это и есть главная информация текста. Вывод чётко сформулирован во втором варианте ответа. Значит, правильный ответ — 2.

В7. Среди предложений 15 — 19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Комментарии

Найдём личные местоимения в этих предложениях: 17 — я, 18 — перед нами, 19 — она. Теперь посмотрим, какова связь этих местоимений с предыдущими предложениями. Похоже, что местоимение я выступает как представитель выражения наша часть. Но в этом предложении есть и другие лексические средства связи — близкие по смыслу слова в роте, во всей армии. Предложение 18 тоже, в общем-то, связано с предыдущим личным местоимением (я, в роте, в армии — перед нами). В предложении 19 личное местоимение она — прямая замена существительных девочка, ребёнок из предложения 18. Именно личное местоимение она связывает эти два высказывания. Приходим к выводу, что из трёх вариантов наиболее подходящий — последний. Правильный ответ — 19.

Заметим, что это задание сформулировано не совсем корректно. Такое бывает, и это даёт вам повод оспорить засчитанный как ошибку другой вариант ответа.

Домашнее задание

  1. Повторить тему «Текст. Функционально-смысловые типы речи», подготовиться к контрольной работе.

  2. К уроку 35 — сочинение по тексту Л. М. Леонова (демовариант ЕГЭ-2013, часть С).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.