Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Самостоятельные части речи
Урок 38. Правописание суффиксов и окончаний имён существительных во множественном числе. Орфоэпические и морфологические нормы
Цели: повторить условия выбора гласных и согласных в суффиксах и окончаниях имён существительных во множественном числе; работать над предупреждением речевых ошибок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника.)
III. Работа по теме урока
1. Морфологические и орфоэпические нормы, связанные с употреблением и произношением имён существительных во множественном числе
У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на -ы (-и) и -а (-я): шофёр — шофёры (но: профессор — профессора!).
Запишем формы с разными окончаниями.
-ы (-и): бухгалтеры, возрасты, выборы, договоры, гербы, инженеры, конструкторы, кремы, лекторы, офицеры, порты, почерки, редакторы, торты;
-а (-я): векселя, доктора, директора, катера, округа, ордера, отпуска, повара, профессора, сторожа, тополя, якоря.
Формы некоторых существительных во множественном числе различаются по значению: пропуски занятий, но пропуска на завод; электрические провода, но проводы в армию, взаимные счёты, но проверить счета, пышные хлебы, но уродившиеся хлеба, звуковые тоны, но цветовые тона, листья дерева, но листы бумаги; зубья пилы, но коренные зубы.
Рассмотрим некоторые особенности склонения существительных во множественном числе.
В склонении некоторых существительных 1-го склонения на -ня есть два варианта - сь и без него: много вишен, черешен, басен, башен, спален, но: барышень, графинь, кухонь, деревень, просты́нь (есть и форма простынёй), тихонь, яблонь.
Разница в окончаниях некоторых существительных мужского рода в родительном падеже
Абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, баклажанов |
Яблок |
Гектаров, граммов, килограммов (формы без окончания — разговорные) |
|
Носков |
Чулок, ботинок, сапог |
Таджиков, чеченцев, монголов, узбеков, хорватов, казахов |
Туркмен, турок, татар, башкир, болгар, грузин, армян, молдаван, цыган |
Рельсов, верховьев, кеглей, устьев, джинсов, консервов, яслей, гуслей |
Солдат, партизан, гусар, валенок, вафель, грабель, макарон, полотенец, ампер, ватт |
Как вы уже поняли, морфологию существительного необходимо учитывать, если хочешь говорить и писать грамотно. Кроме уже рассмотренных особенностей существительных мужского рода, остановимся на некоторых из них, ударение в которых часто ставят неверно.
Инжене́ры, аэропо́рты, в аэропорту́, офице́ры, догово́ры, тре́неры, шофёры, ме́сяцы, то́рты, го́спитали, гербы́, столяры́.
— Составьте словосочетания с этими словами, произнесите их вслух.
К морфологическим нормам относится правильное употребление категории рода.
В ряде широко употребляемых слов часто допускают речевые ошибки. Напомним: рельс, толь, тюль, шампунь, рояль, кед, кофе, табель — существительные мужского рода, но табель о рангах — женского рода (устар.); плацкарта (не плацкарт!), ту́фля (проверим: ту́фелька), тапка (тапочка), манжета, мозоль, бандероль — существительные женского рода; яблоко, повидло — существительные среднего рода; задира, тихоня, засоня, забияка, неженка, неряха, невежа, невежда, лакомка и т. д. — существительные общего рода.
2. Тест
Вариант 1
1. В какой строке записаны только имена существительные мужского рода?
1) картофель, туш, ветошь
2) рояль, невежа, дождь
3) шампунь, юноша, доктор
4) тапки, пирожки, стаканы
2. В какой строке все существительные имеют форму только множественного числа?
1) джинсы, грабли, дверцы 3) туфли, санки, белила
2) брюки, обои, сливки 4) створки, ворота, часы
3. Укажите имя существительное с окончанием -е.
1) слова из песн..
2) на остри.. иглы
3) маршировать по площад..
4) повесть о Петре и Феврони..
4. Укажите имя существительное с ударением на первом слоге.
1) торты
2) гербы
3) столяр
4) договор
5. Укажите вариант с нарушением речевой нормы.
1) четыреста граммов
2) много дел
3) пара чулков
4) килограмм апельсинов
6. Укажите слово, в котором не пишется ь.
1) ветош..
2) брош..
3) гореч..
4) с плеч..
7. Укажите слово, в котором пропущена буква о.
1) вареньиц..
2) абзац..м
3) скрипач..м
4) тренаж..р
Вариант 2
1. В какой строке записаны только имена существительные мужского рода?
1) туфли, яблоки, рельсы
2) апрель, тюль, судья
3) щавель, укол, свирель
4) повидло, рояль, плач
2. В какой строке все существительные имеют форму только единственного числа?
1) сомнение, листва, краснота
2) шорох, дождь, детство
3) простор, доброта, сметана
4) погода, растение, горизонт
3. Укажите имя существительное с окончанием -е.
1) телефон Юли..
2) договориться о занята..
3) встретиться в музе..
4) средство от мол..
4. Укажите имя существительное с ударением на первом слоге.
1) каучук
2) столяр
3) фарфор
4) банты
5. Укажите вариант с нарушением речевой нормы.
1) несколько яблоков
2) полкило мандаринов
3) пакет макарон
4) две пары носков
6. Укажите слово, в котором пишется ь.
1) пон..чик
2) роскош..
3) овощ..
4) пять задач..
7. Укажите слово, в которых пропущена буква о.
1) ж..лудь
2) рыльц..м
3) марш..м
4) гараж..м
Домашнее задание
1. Повторить тему «Имя прилагательное», подготовить вопросы и сообщения, подобрать примеры.
2. Сделать упражнения из учебника.