Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Самостоятельные части речи
Урок 54. Правописание причастий. Морфологические нормы
Цели: показать особенности правописания суффиксов причастий, одной и двух н в причастиях и прилагательных; работать над предупреждением речевых ошибок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника.)
III. Работа по теме урока
1. Повторение правил правописания причастий
На прошлом уроке мы подробно рассматривали способы образования действительных и страдательных причастий. Знать это важно потому, что от способа образования зависит правописание причастий. Убедимся в этом.
1. Гласные в суффиксах причастий.
1) Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени легко проверить, зная, что эти причастия образованы от основы настоящего времени глаголов, а значит, гласные проверяются по спряжению. Просто вспоминаем «сигнальные» буквы: если такое причастие образовано от глагола I спряжения, то это у (ю), если от глагола II спряжения — а (я). Например, определим гласные в суффиксах причастий в словосочетаниях бор..щиеся атлеты, гон..щий добычу.
Бороться — не на -ить, значит, это глагол I спряжения. «Сигнальная» буква ю, значит, пишем борющиеся.
Гнать — это глагол-исключение, относится ко II спряжению. «Сигнальная» буква я, значит, пишем гонящий.
2) Гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени можно проверить инфинитивом: конечный гласный основы сохраняется (как и в глаголе прошедшего времени): выскочить — выскочивший, отчаяться — отчаявшийся.
Надо иметь в виду, что приставка вы- перетягивает на себя ударение, поэтому можно подобрать однокоренное причастие с другой приставкой, чтобы конечный гласный основы стоял под ударением: подскочи́вший. Но так можно проверить далеко не все слова, надо запомнить, как пишутся инфинитивы.
3) Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, как и в суффиксах действительных причастий настоящего времени, проверяются с помощью спряжения.
Например, причастие склоняемый образовано от глагола склонять (I спряжение), значит, пишем склоняемый; причастие вид..мый образовано от глагола видеть (исключение, II спряжение), значит, пишем видимый.
4) Если основа глагола, от которого образовано причастие, оканчивается на -а (-я), то эта буква сохраняется и в страдательном причастии, если оканчивается на -и, то эта буква в причастии переходит в е: удержать — удержанный, упорядочить — упорядоченный.
Здесь дело в словообразовании. Если инфинитив на -ить-, то причастие образуется с помощью суффикса -енн-. Если же инфинитив на -ать- (-ять), то суффиксы начальной формы сохраняются и причастие образуется путём присоединения суффикса -нн-.
Различать суффиксы -нн- (отрезанный) и -енн- (построенный) необходимо при морфемном разборе.
Наиболее часто случаются ошибки в подобных причастиях, особенно в тех, что имеют омофоны.
Например: выкач..нный мёд — выкач..нный из подвала бочонок. Звучат причастия одинаково, но смысл имеют разный, и образованы они от разных глаголов: выкачать и выкатить. В первом причастии гласный глагольной основы а, он сохраняется, значит, выкачанный мёд (суффикс -нн-). Во втором — и, он меняется на е, значит, выкаченный бочонок (суффикс -енн-).
Аналогично разбираем другие подобные пары глаголов: расстрелянный (от расстрелять) — застреленный (от застрелить), замешанный в преступлении (от замешать) — замешенное на молоке тесто (от замесить), развешанные на стене картины (от развешать) — развешенный на весах товар (от развесить).
2. Правописание -н- и -нн- в полных причастиях и отглагольных прилагательных.
В полных причастиях пишется всегда -нн-, а в отглагольных прилагательных только в следующих случаях:
1) в сочетаниях -ованный-, -ёванный-: маринованный (от мариновать), выкорчеванный (от выкорчевать), образованный (от образовать);
2) если есть приставка (кроме не-): уверенный, воспитанный.
Рассмотрим более сложный случай: неосвое..ый участок. Здесь
необходим словообразовательный разбор. Приставку не- видно сразу, но мы знаем, что она не влияет на написание. Отбросим эту приставку и вдумаемся в смысл слова освоенный, найдём корень. Освоенный — значит «свой, ставший своим». Следовательно, в данном слове, кроме приставки не-, есть ещё приставка о-. Значит, отглагольное прилагательное неосвоенный пишется с нн.
Запомните!
Пишется с н: раненый (но с приставкой или с зависимым словом нн: израненный, раненный в руку!), названый (брат), посажёный (отец), кованый, жёваный.
С -нн-: желанный, священный, считанный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, деланный.
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия?
Если слово образовано от глагола совершенного вида, это причастие: нужны две буквы н: закопчённый, утраченный. Особо отметим причастия, образованные от глаголов совершенного вида без приставки: решённый, купленный.
Если слово утратило связь с действием (это обычно определяется по контексту), если нет зависимых слов и нет приставки, это прилагательное, нужна одна буква н: кошеная трава, гружёный вагон, вязаная кофта.
Появляется зависимое слово или приставка — это причастие, нужно писать две буквы н: кошенная утром трава, скошенная трава; гружённый углём вагон, нагруженный вагон; вязанная бабушкой кофта, связанная кофта.
Обратите внимание: в образованных сложением словах, в состав которых входят причастия или отглагольные прилагательные, первая часть слова не влияет на написание второй: свежескошенная трава (скошенная трава), но свежемороженая рыба (мороженая рыба).
3. Правописание -н- и -нн- в кратких причастиях и кратких прилагательных.
В кратких причастиях всегда пишется одна я, а в кратких прилагательных столько же н, сколько в полных.
Рассмотрим на примерах.
Молодые люди умны, образованны.
В предложении два кратких прилагательных, оба отвечают на вопрос каковы? Они содержат столько же н, сколько их в полных формах: умный — умны, образованный — образованны.
Школа образована в прошлом веке.
Здесь слово образована — краткое страдательное причастие, от него можно поставить вопрос кем? или чем? Кроме того, это предложение легко заменяется синонимичным: «Школу образовали в прошлом веке» (глагол близок к причастию). Значит, пишем одну букву н.
Разберём другие примеры.
Девушка не только красива, но и воспитанна (краткое прилагательное). Девушка воспитана в семье деда (краткое причастие).
Она нервна, взволнованна (краткие прилагательные). Она взволнована письмом (краткое причастие).
2. Морфологические нормы, связанные с употреблением причастий
Повторим некоторые морфологические нормы, которые особенно часто нарушаются в устной и письменной речи. Речевые ошибки случаются в употреблении как причастий, так и причастных оборотов.
1) Глаголы совершенного вида не образуют формы действительных причастий настоящего времени (на -щий): сделающий, повысящий — ошибка.
2) У причастий нет формы условного наклонения (с частицей бы): сделавший бы — ошибка.
3) Ошибочно смешение возвратных и невозвратных причастий: На картине изображён витязь, сражающий с врагом — ошибка. Надо: сражающийся.
4) Ошибочно смешение действительных и страдательных причастий: Рыба, вылавливающаяся в прибрежных водах, отправляется на прилавки магазинов — ошибка. Надо: вылавливаемая.
5) Причастие в предложении должно быть согласовано с определяемым словом: Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющ.. нам дорогу.
Определяемое слово — заросли. От него надо поставить вопрос, окончание которого подскажет нужную форму причастия: Пришлось продираться сквозь заросли (какие?), постоянно заслоняющие нам дорогу.
3. Орфоэпические нормы, связанные с произношением причастий
1) В причастиях, образованных от глаголов на -и́ровать (дубли́ровать, асфальти́ровать), ударение на -и́ сохраняется: дубли́рованный, асфальти́рованный. В причастиях, образованных от глаголов на -ирова́ть (пломбирова́ть, сортирова́ть), ударение переходит на -о: пломбиро́ванный, сортиро́ванный.
2) В кратких причастиях, образованных от страдательных причастий на -ённ, ударение во всех формах, кроме мужского рода, переходит на окончание: переведённый — переведён — переведена́ — переведено́ — переведены́ (см. также урок 7).
4. Объяснительный диктант
— Запишите предложения, объясните орфограммы. Сделайте морфологический разбор причастий и синтаксический разбор последнего предложения.
1) Слышишь рокочущий гул самолётов? 2) Лечащий врач советует остаться в больнице ещё на неделю. 3) Подстреленная утка упала к ногам охотника. 4) После шторма побережье было усеяно ракушками мидий, лентами морской капусты. 5) Церковь полна молящимися. 6) На пастухе была свалянная из шерсти накидка. 7) Жжёный сахар помогает при кашле. 8) Закачанный в шину воздух с тихим шипением выходил обратно. 9) От счастья я вёл себя словно помешанный. 10) Наконец я разглядел в темноте кельи бормочущего старика. 11) Поездка была разрешена директором. 12) Обещанного три года ждут.
5. Практические задания
— Запишите словосочетания и грамматические основы, обозначьте орфограммы. Укажите части речи, типы подчинительной связи.
Письмо прочитано, осиная талия, стойкий оловянный солдатик, очарованный странник, незваный гость, замасленная спецовка, гружённая лесом баржа, пуганая ворона, лебединая песня, сливочное мороженое, песчаный пляж, скроенный по мерке костюм, нехоженые тропы, ветреная девушка, машина припаркована, некошеные травы, Серебряный век, молитвенный возглас, отношения между героями сложны и запутанны, асфальтированное шоссе, стриженый затылок, юный возраст, башенный кран, легкораненый зверь, проще пареной репы.
— Запишите словосочетания, укажите глаголы, от которых образованы причастия. Отданных полных страдательных причастий прошедшего времени образуйте краткие, составьте с ними предложения, укажите синтаксическую роль кратких причастий.
Образец: выкаченное из гаража колесо (выкатить). Колесо выкачено.
Выкачанный из шины воздух, замешенное тесто, занавешенное окно, навешенная дверь, выслушанные пожелания, высушенное бельё, развешанные картины, застроенный микрорайон, хорошо настоянный чай, замешанный в преступлении человек, рассеянные ветром тучи.
— Исправьте речевые ошибки, запишите правильные варианты предложений.
1) Выпускники, сумеющие написать тест без ошибок, получат высший балл. (Выпускники, сумевшие написать тест без ошибок, получат высший балл.)
2) Вопреки ожиданий и установившихся правил, было решено отменить дополнительные каникулы. (Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.)
3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. (Одному из героев романа, ищущих смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.)
4) Кем-то обиденный мальчик горько плакал. (Кем-то обиженный мальчик горько плакал.)
6. Тест
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) привлеченА
2) завЕзены
3) гравИрованный
4) взЯта
2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется я.
1) масл..ный блин
2) мо..щиеся обои
3) бор..щийся с собой
4) отча..вшийся человек
3. В каком варианте указаны все слова, в которых пропущена буква е?
а) Завис..мый; б) почита..мый; в) ухож..нный; г) непредвид..нный.
1) а, б, в, г
2) б, в, г
3) а, б
4) в, г
4. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется «и?
Необыкнове(1)ая рыба, выловле(2)ая рыбаками у берегов Индонезии, была выпуще(3)а в огороже(4)ый сетью участок моря.
1) 1, 2, 4
2) 3
3) 2, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
Домашнее задание
1. Повторить темы «Деепричастие», «Правописание деепричастий», подготовить вопросы, сообщения, подобрать примеры.
2. Упражнения учебника.