Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017
Приложения
Приложение 2. Индивидуальные задания
Индивидуальные задания можно распечатать и пользоваться ими почти на каждом уроке. На выполнение заданий достаточно отводить 1 — 5 мин. Задания в форме тестов можно использовать как в блоках, так и по отдельности.
Фонетика
1. Укажите предложения, в которых во всех словах правильно выделен ударный гласный звук.
1) ОбеспечЕние брОни на железнодорожные билеты транзитным пассажирам возложено на начальника вокзала.
2) По договОру первая линия нефтепровода должна быть готова во втором квартАле.
3) Расписная пиалА красивЕе обычной посуды.
4) Говорят, танцовщИцам нельзя есть тортЫ, чтобы не растолстеть.
5) В вынесении такого приговора большую роль сыграли экспЕрты.
Ответ: 2, 5
2. Укажите предложения с нарушением норм ударения.
1) Приятно весной поесть суп из свежего щавелЯ.
2) Разрешите предложить вам руку и сердце.
3) Этот стИральный порошок облегчит вам стирку.
4) Мне почему-то жмёт левая тУфля.
5) Книга по кулинарии находится в кухОнном шкафу.
Ответ: 2, 3, 5
3. В каком слове произносится гласный [о]?
1) клён
2) звонят
3) пойти
4) мосты
Ответ: 1.
Морфемика и словообразование
Согласные в корнях слов
1. Укажите слова, в которых пишется буква д.
1) весёлая сва..ьба
2) застывший бе..он
3) ислан..ская сельдь
4) «Жени..ьба» Гоголя
5) насле..ство предков
Ответ: 1, 3, 5
Соединительные гласные в сложных словах
2. Укажите слова, в которых пишется буква е.
1) держ..морда
2) тысяч..летний
3) газ..фикация
4) тр..угольник
5) солнц..стояние
Ответ: 2, 4, 5
Приставки пре- и при-
3. Укажите слова, в которых пишется буква и.
1) пр..людия к концерту
2) пр..мерный ответ
3) на пр..деле скорости
4) пр..знание заслуг
5) пр..зирать трусов
Ответ: 2, 4
Приставки не- и ни-
4. Укажите слова, в которых пишется буква и.
1) н..сколько не устал
2) остался н..доучкой
3) н..чтожно мал
4) тебе н..поздоровится
5) н..чейный результат
Ответ: 1, 3, 5
Разные приставки
5. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..норовиться, пр..восходно, пр..вратник
2) и..чезнуть, ра..ходовать, в..дорный
3) вз..мать, об..грать, под..скать
4) от..явленный, об..ективный, двух..ярусный
Ответ: 4
Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий
6. Укажите слова, в которых пишется буква е.
1) рога олен..й
2) летн..м утром
3) о выглянувш..м из норки зверьке
4) выставка в планетари..
5) о Юри.. Долгоруком
Ответ: 1, 3
Гласные в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, причастий (после шипящих), в суффиксах наречий
7. Укажите слова, в которых пишется буква ё.
1) напряж..нно работать
2) стаж..р-исследователь
3) ловкий ж..нглёр
4) окруж..н заботой
5) холщ..вая скатерть
Ответ: 1, 2, 4
Согласные на стыке морфем (приставка — корень, корень — корень, корень — суффикс)
8. Укажите слова, в которых пишется буква с.
1) з..кая щель
2) и..порченное платье
3) бе..помощный взгляд
4) изра..ходовать деньги
5) пру..ская территория
Ответ: 2, 3, 4, 5.
Лексика
1. В каком предложении есть синонимы?
1) Голос звучал робко, несмело.
2) Было темно, стало светло.
3) Книга учит различать добро и зло.
4) Он не идёт, а бежит.
5) Недруг поддакивает, а друг спорит.
6) Днём и ночью шёл дождь и дул ветер.
Ответ: 1
2. В каких предложениях есть антонимы?
1) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
2) Отец много работал и мало отдыхал.
3) Корень учения горек, да плод его сладок.
4) Чемодан нетяжёлый, лёгкий.
5) Вертолёт летел то низко, то высоко.
6) С друзьями хорошо — без друзей плохо.
7) Ягоды некрупные, но сладкие.
Ответ: 1, 2, 3, 5, 6
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «тождественный, вполне соответствующий»?
1) вариативный
2) адекватный
3) ассоциативный
4) тотальный
Ответ: 2
4. Укажите предложения с нарушением лексических норм. Исправьте предложения с ошибками.
1) Родителям предоставили очередной отпуск в июле.
2) Раскольников уже давно не получал зарплаты.
3) Благодаря сильному шторму суда не могли выйти в море.
4) Большую роль в том, что мы сдали экзамены хорошо, имела наша учительница.
5) На выпускной вечер все девочки готовятся надеть что-нибудь сногсшибательное.
Ответ: 2, 3, 4
2) Раскольников уже давно не получал жалованья.
3) Из-за сильного шторма суда не могли выйти в море.
4) Большую роль в том, что мы сдали экзамены хорошо, сыграла наша учительница.
5. Укажите предложения с нарушением лексических норм. Исправьте предложения с ошибками.
1) Сегодня сильный мороз, одень что-нибудь тёплое.
2) Ветреная оспа — опасная болезнь.
3) Если бы ты прочитал бы параграф, то знал бы ответ.
4) Ты думаешь, основное значение на экзамене играет везение?
5) На экзамене нежелательно писать синими чернилами.
Ответ: 1, 2, 3, 4
1) Сегодня сильный мороз, надень что-нибудь тёплое.
2) Ветряная оспа — опасная болезнь.
3) Если бы ты прочитал параграф, то знал бы ответ.
4) Ты думаешь, основное значение на экзамене имеет везение?
6. Подберите к данным словосочетаниям словосочетания с паронимической парой. Например: эффектный наряд — эффективный приём.
Телефонный абонент, информационные технологии, жёсткий диван, представить доклад, скрытный юноша, понятный учебник, ветреный день, практичный совет, неудачная попытка, обсуждать книгу.
Ответ:
Телефонный абонент — концертный абонемент, информационные технологии — информативная статья, жёсткий диван — жестокий бой, представить доклад — предоставить отпуск, скрытный юноша — скрытый смысл, понятный учебник — понятливый ученик, ветреный день — ветряной двигатель, практичный совет — практическая деятельность, неудачная попытка — неудачливый игрок, обсуждать книгу — осуждать лесть.
Морфология
Морфологические нормы
1. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.
1) чёрное кофе без сахара
2) до двухтысячи пятого года
3) поезжай за мной
4) несколько басней
5) червивый яблок
Ответ: 1, 2, 4, 5
2. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.
1) более строже
2) десять яблоков
3) две пары носков
4) директора предприятий
5) опытные шофера
Ответ: 1, 2, 5
3. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.
1) у старых джинс
2) вкусное повидло
3) у цветущих яблонь
4) в пятисот первом номере
5) рыбная консерва
Ответ: 1, 4, 5
4. Укажите предложения с нарушением морфологических норм.
1) Сочи красив в любое время года.
2) Осторожнее играйся с собакой!
3) Прозрачная тюль очень украсила комнату.
4) Сидоров, ты настоящий засоня!
5) Урок отменили: учительница на бюллетне.
Ответ: 2, 3, 5
5. Укажите предложения с нарушением морфологических норм.
1) Маэстро отменило концерт.
2) Мне сегодня надо постираться.
3) Я мою голову только травяным шампунем.
4) Солнечное Баку ждёт гостей фестиваля.
5) У обоих девушек телефоны начинались на одну цифру.
Ответ: 1, 2, 4, 5
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый талантливый
2) пять килограммов
3) заключать договора
4) с двумястами двадцатью спортсменами
Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
Ответ: 3
7. Укажите слова, в которых пишется нн.
1) письмо отправле..о
2) льви..ый зев
3) дли..ые волосы
4) безветре..ая погода
5) печё..ое яблоко
Ответ: 3, 4
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и причастий
8. Укажите слова, в которых пишется буква и.
1) коч..вать по свету
2) мы тебя не обид..м
3) улаж..вать конфликт
4) гон..мый ветром
5) всё опостыл..ло
Ответ: 2, 3, 4
9. Укажите слова, в которых пишется буква у (ю).
1) жал..шее слово
2) лепеч..щий малыш
3) кол..щее оружие
4) сто..щее предложение
5) мо..щиеся обои
Ответ: 2, 3, 5
10. В какой строке в обоих случаях пропущена буква а?
1) врачи леч..т, клевещ..щая статья
2) держ..щий слово, ранения калеч..т
3) бруснику моч..т, мурлыч..щая кошка
4) звуки слыш..тся, журавли курлыч..т
Ответ: 2.
Комплексные задания
1. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите склонение существительных. Выпишите количественное (-ые) числительное (-ые). Подчеркните антонимы.
Глупость одной м..нуты разруша..т труд мудрости потребовавш..й три года. (Вьетнамская пословица)
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях.
Щекоч..щий лицо, звуки слыш..тся, стена руш..тся, движ..щаяся артиллерия, молния блещ..т, колыш..щиеся ветки, листья держ..тся, трепет..щие флаги, кле..т обои.
3. Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид односоставных предложений. Сделайте морфемный разбор выделенного слова.
1) Хвалы приманч..вы как их не пожела..шь! 2) Война обездол..ла людей. 3) Давай спряч..мся за(то) дерево! 4) Из(за) простуды певец обезголос..л. 5) Толь и руб..роид кров..льные материалы которые стел..т на крыш.. домов. 6) Чуть колыш..тся камыш.. . 7) Можно наблюдать как аквар..умные рыбки меч..т икру. 8) Упуст..шь минуту потеря..шь час. 9) Разбитую жизнь не скле..шь. 10) Что вы там пиш..те?
4. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите прилагательное в сравнительной степени. Подчеркните слово, образованное сложением.
Царь Борис умный и дальновидный властит..ль который отт..снил более родовитых бояр и захв..тил пр..стол.
5. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите относительное местоимение. Подчеркните слово, образованное сложением.
В пяти болдинских пов..стях Пушкин являлся в роли бытописателя который изобр..жа..т совреме..ую ему жизнь обыкнове..ых людей.
6. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения, фонетический разбор выделенных слов.
(Не, ни)мог он ямба от х..рея
Как мы (не, ни)бились отличить.
А. С. Пушкин
Ответы:
7. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите морфологическую принадлежность служебных частей речи.
Ра(с, сс)каз о чудовище живущ..м в озере (не, ни)что иное как мес..ная легенда.
Ответ:
Рассказ о (предл.) чудовище, живущем в (предл.) озере, не (част.) что иное, как (союз) местная легенда.
8. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите морфологическую принадлежность служебных частей речи.
Как (не, ни)улыбнут..ся наблюдая за игрой м..двежат!
Ответ:
Как (част.) не (част.) улыбнуться, наблюдая за (предл.) игрой медвежат!
9. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте морфологический разбор предлогов. Подчеркните прилагательное в превосходной степени.
(В)следстви.. травмы лу..шего бомб..рдира о..борочного турнира вынужд..н, нн)ого пропустить два бл..жайших ма..ча трен..ры заменили его на молодого игрока.
Ответ:
Вследствие травмы лучшего бомбардира отборочного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока.
Вследствие — причинный предлог, производный, простой, относится к существительному травмы, употреблён с Р. п.
На — дополнительный предлог, обозначает замену, непроизводный, относится к существительному игрока, употреблён с В. п.
10. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите части речи, тип односоставного предложения.
Однажды вздумал..сь друзьям
В день жаркий побр..дить по рощам по лугам
И по долам и по горам.
И. А. Крылов
Ответ:
Однажды (нареч.) вздумалось (кат. сост.) друзьям (сущ.)
В (предл.) день (сущ.) жаркий (прил.) побродить (гл.) по (предл.) рощам (сущ.), по (предл.) лугам (сущ.),
И (союз) по (предл.) долам (сущ.), и (союз) по (предл.) горам (сущ.).
И. А. Крылов
Предложение безличное.
11. Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите значения частиц.
1) Что за прел..сть эти сказки! Каждая есть поэма. (А. С. Пушкин) 2) Как(бы) узнать что там делает..ся, за воротами? (Ю. Олеша) 3) (Не, ни)одному мальчику самому послушному и (не, ни)одной девочке самой вн..мательной прод..вец (не, ни)разу в жизни (не, ни)под..рил (не, ни)одного шара: (не, ни)красного (не, ни)синего (не, ни)ж..лтого. (Ю. Олеша)
Ответ:
1) Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. (А. С. Пушкин) 2) Как бы узнать, что там делается, за воротами? (Ю. Олеша) 3) Ни одному мальчику, самому послушному, и ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара: ни красного, ни синего, ни жёлтого. (Ю. Олеша)
Что за — восклицательная частица, выражает восхищение.
Бы — формообразующая частица, образует форму условного наклонения глагола.
Ни — смысловая частица, служит для усиления.
Не — отрицательная частица, служит для отрицания действия.
12. Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите, чем являются не и ни: частицами, приставками, частями корня.
1) (Не, ни)делай ошибок. 2) Просьба была отвергнута с (не, ни)годованием. 3) (Не, ни)звука кругом. 4) Как (не, ни)старался выт..щить рыбу она сорвалась с крюч..ка. 5) (Не, ни)чему уд..влят..ся. 6) Куда (не, ни) посмотриш.. всюду степь. 7) Что(то) мне (не, ни)хорошо.
13. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите виды причастий.
На песч..(н, нн)ой косе усе..(н,нн)ой рыб..ей ч..шуёй возвышался шалаш (з, с)дела(н, нн)ый из прутьев ивы коры и рогож...
14. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения, словообразовательный разбор выделенного слова. Укажите виды причастий.
Со всех сторон высят..ся (не, ни)пр(е, и)ступные скалы обвеш..(н, нн)ые зелёным плющ..м ж..лтые обрывы и(з, с)черче(н, нн)ые промо(е, и)нами а (в)низу Арагва тянет..ся серебря(н, нн)ой нитью.
15. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Подчеркните сочинительный соединительный составной союз.
Третьяковская га(л, лл)ерея (не, ни)только огромный музей с мировой извес..ностью но и крупный научный центр зан..ма..щийся хр..нением и рест..врац..ей изучением и проп..гандой музейных це(н, нн)остей.
Ответы: