Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Урок 13. Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Цели: закреплять и расширять знания о простом осложнённом предложении; совершенствовать навыки постановки знаков препинания при однородных членах предложения; разобрать соответствующее задание демоварианта ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, анализ фрагментов произведений С. Д. Довлатова, выполнение заданий по морфологии местоимения, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

1. Однородные члены предложения.

— Какие члены предложения называются однородными?

— Какая связь соединяет однородные члены предложения?

— На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?

  — Какими частями речи могут быть выражены однородные члены предложения?

  — Могут ли однородные члены предложения быть распространёнными?

— Что такое ряды однородных членов? Какова их роль?

Комментарии

Однородными называются члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, связаны с одним и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены могут быть соединены союзной и бессоюзной сочинительной связью. Сочинительную связь осуществляют сочинительные союзы: соединительные (и, да = и, ни... ни, не только... но и, как ... так и, также, тоже), разделительные (или, либо, то...то, не то... не то, или ... или, либо... либо, то ли ... то ли), противительные (а, но, да — но, зато, однако.)

Чаще всего однородные члены бывают выражены какой-либо одной частью речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

Старик поднялся медленно, с трудом, опираясь на палку.

Однородные члены могут быть распространёнными.

Музыка произвела на неё невероятно сильное, очень глубокое впечатление.

Ряды однородных членов — это средство синтаксической выразительности, развёрнуто характеризующее образ, придающее картине динамику, объёмность. В предложении может быть несколько рядов однородных членов — они относятся к разным членам предложения.

— Найдите ряды однородных членов в предложении.

Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасли и снова вспыхнули. (А. С. Пушкин)

Ответ: сказуемые: огни (что сделали?) вспыхнули, завертелись, поднялись, посыпались, угасли и вспыхнули; обстоятельства: поднялись (как? каким образом?) колосьями, пальмами, фонтанами; обстоятельства: посыпались (как? каким образом?) дождём, звёздами.

Повторяющиеся в предложении слова не являются однородными членами. Они употребляются для усиления выразительности речи, её эмоциональной окраски, для выделения, подчёркивания важного слова.

Зимы ждала, ждала природа... (А. С. Пушкин)

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (Л. Н. Толстой)

2. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Понятно, что при бессоюзной связи между однородными членами ставится запятая.

С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. (А. С. Пушкин)

Она зари не замечает, сидит с поникшею главой... (А. С. Пушкин)

Если есть одиночный соединительный или разделительный союз, запятая не нужна.

Стыдом и страхом замираю... (А. С. Пушкин)

Встретимся в пять или в шесть часов.

Рассмотрим более сложные случаи, приведём схемы и примеры.

Правило

Схема предложения

Пример

В предложениях с однородными членами запятая ставится:

1) при повторяющихся союзах

и О, и О, и О О, и О, и О

ни О, ни О

или О, или О то О, то О

И жить торопится, и чувствовать спешит. (П. А. Вяземский)

Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям... (А. С. Пушкин) Раскольникову не нужны ни деньги, ни драгоценности старухи-процентщицы. (Ф. М. Достоевский)

Поливать растения надо или утром, или вечером.

У бабушки часто болели то ноги, то спина.

2) при парном соединении однородных членов

О и О, О и О

Во время вашего путешествия вы увидите живописные горы и долины, прозрачные реки и озёра, исторические памятники и произведения современной архитектуры.

3) перед противительными союзами

О, а (но, да = но, зато, однако) О

Деревце невысокое, а крепкое.

Мой компьютер старенький, зато надёжный.

Говорил он бойко, однако бестолково.

4) перед второй частью двойных союзов

Не только О, но и...

Как О, так и...

Если не О, то...

Художник одинаково хорошо писал не только пейзажи, но и портреты. Зарево полыхало как над городом, так и далеко вокруг.

Если не сегодня, то завтра обязательно встретимся.

Примечание. Запятая между однородными членами не ставится, если они являются фразеологическими оборотами: ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, и стар и млад.

  2. Объяснительный диктант

  1) В словах друзей было и восхищение, и благодарность, и любовь.

2) Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло. 3) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. 4) Я видел только бой да слышал канонаду. 5) Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места. 6) День Победы празднуют не только ветераны, но и их дети, и внуки, и правнуки. 7) Не слышно ни стука, ни шороха. 8) Овощи не только вкусны, но и полезны. 9) Цветы могут быть как однолетними, так и многолетними. 10) Разговор шёл то по-русски, то по-английски. 11) Вдали не то туман, не то дым.

  3. Практические задания

  — Запишите предложения под диктовку, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения 2. Определите лексическое значение глагола наводить в предложениях 1 и 2.

1) Всё хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

      А. С. Пушкин

2) Двойные фонари карет

Весёлый изливают свет

И радуги на снег наводят.

      А. С. Пушкин

3) Лиза и Лаврецкий переживают и надежду на счастье, и отчаяние от сознания его невозможности.

4) Душа словно перемещается не только во времени, но и в пространстве.

  — Определите синтаксическую роль повторяющихся слов в предложениях. Какова роль этих слов как средств выразительности?

1) Русь, Русь! Куда мчишься ты? (Н.В. Гоголь) 2) Бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе. (И. А. Бунин) 3) Громыхая и стуча, несётея поезд... ближе, ближе, всё громче и сердитее... (И. А Бунин)

Комментарии

1) Повторяющиеся слова Русь, Русь не являются членами предложения — это обращения, придающие фразе эмоциональную окраску.

2) Наречие далеко-далеко пишется через дефис и рассматривается как одна лексическая единица, произносится она, в отличие от повторяющихся слов, без интонации перечисления.

3) Повторяющиеся наречия произносятся с интонацией перечисления, усиливают напряжённость фразы.

4. Выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2012

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. (А. С. Пушкин)

  2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

  3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

  4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить тему «Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах».

  3. Составить задания по морфологии глагола, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).