Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Урок 18. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями

Цели: закреплять и расширять знания о вводных словах и предложениях; разобрать соответствующее задание демовари- анта ЕГЭ; совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выполнение заданий по морфологии деепричастия, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

— Какие слова называются вводными?

— Какова роль вводных слов в предложении?

— Как отличить вводные слова от членов предложения?

  — Какие значения могут иметь вводные слова и вводные предложения?

  — Как выделяются вводные слова и предложения в речи и на письме?

— В каких случаях вводные слова не обособляются?

— Что такое вводные конструкции?

  — Как обособляются вводные конструкции на письме? Комментарии

Вводные слова и предложения грамматически не связаны с членами предложения. Они характеризуются тем, что:

1) выражают отношение говорящего к сообщению;

2) могут выражать различную степень уверенности (конечно, несомненно, безусловно, вероятно, может быть и т. д.), чувства (к счастью, к сожалению, как нарочно, странное дело и т. д.), источник сообщения (по словам родителей, по сообщениям газет, как известно, по-моему и т. д.), порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, следовательно и т. д.), замечания о способах выражения мыслей (одним словом, так сказать, вообще говоря, по правде говоря и т. д.);

3) не являются членами предложения;

4) в речи выделяются более быстрой интонацией, а на письме — выделительными знаками препинания.

Некоторые слова, в зависимости от контекста, могут быть вводными или только походить на вводные. Это относится, во-первых, к слову однако. Сравним два предложения.

Никто, однако, не знал лес так, как он.

Я уже не надеялся на удачу, однако мне повезло.

В первом случае однако — вводное слово, во втором — союз, синонимичный союзу но. Как различить их?

Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, их можно мысленно убрать из предложения без потери его основного смысла.

Однако обычно является вводным, если стоит в середине или в конце предложения.

Хочу, однако, заметить, что вы не правы.

Мне стоило прислушаться к вашему мнению, однако.

Ещё одна роль слова однако — междометие.

Однако, какой мороз!

Как и все междометия, в этом случае однако выделяется запятой.

Другой пример — слово значит.

Сравним два предложения.

Экзамен будет сложным, значит, к нему надо серьёзно готовиться.

Это письмо значит для меня очень многое.

В первом случае значит — вводное слово, во втором — сказуемое.

Всегда вызывает вопросы слово наконец. Оно является вводным, если по значению примерно равно словам и ещё, да ещё и или выражает оценку.

Это была красивая, умная и, наконец, добрая собака.

Да замолчите же вы, наконец!

Если же это слово примерно равно по значению словам под конец, напоследок, если после него можно подставить частицу -то, тогда оно является членом предложения (обстоятельством) и не выделяется.

Часы внизу долго шипели и наконец(-то) пробили полночь.

Наконец(-то) дни стали длиннее.

Рассмотрим ещё два предложения.

Эта безлунная ночь, казалось, была так же прекрасна и великолепна, как прежде.

Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой. (И. С. Тургенев)

Замечаем одинаковые слова, играющие разные роли в предложениях. В первом предложении казалось — вводное слово, оно не является членом предложения, а лишь вносит оттенок вероятности, поэтому выделяется с обеих сторон запятыми. Во втором предложении слово казалось входит в состав именного сказуемого казалось задёрнутым, запятые не нужны.

Главное — рассматривать конкретное предложение и роль конкретного слова в нём. Определить синтаксическую роль слова может помочь только контекст.

В большинстве случаев вводные слова выделяются запятыми, однако в некоторых предложениях они не обособляются.

1) Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота.

Вероятно поражённая этим сообщением, женщина замерла.

2) Между сочинительным союзом и вводным словом, если вводное слово нельзя опустить.

Мы не только не опоздали на вокзал, а напротив, мы ещё успели купить продукты в дорогу.

Вводными могут быть не только слова, но и словосочетания и предложения.

К всеобщей радости, дело завершилось благополучно.

Вам, я думаю, пришлось нелегко.

По своим функциям вводные предложения аналогичны вводным словам, а по структуре могут быть двусоставными (я думаю) и односоставными.

Надеюсь, я не опоздал? (Определённо-личное.)

Человек он был, как ей казалось, во всех отношениях порядочный. (Безличное.)

А он, поговаривали, был далеко не безупречен. (Неопределённо- личное.)

В некоторых предложениях содержится информация, добавляющая что-либо к основному содержанию. Это вставные конструкции. В отличие от вводных слов и предложений, которые выражают отношение говорящего или автора текста к сообщению, вставные конструкции выполняют роль передачи дополнительных замечаний, пояснений, уточнений, комментариев. В речи вставные конструкции выделяются интонацией включения: в ускоренном темпе, с понижением тона, с более значительными паузами, чем вводные слова и предложения. Вставные конструкции обычно находятся в середине предложения, реже — в конце, но никогда — в начале, в отличие от вводных конструкций, положение которых более свободно.

Вставные конструкции соединяются с основным предложением союзной и бессоюзной связью, на письме выделяются чаще всего парным выделительным знаком — скобками, иногда — тире, Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи.

Обычно она — я знал это — вечером куда-то уходила.

За высоким дувалом (так называется глинобитный забор в Средней Азии) раздались оживлённые голоса.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. При этом вводные конструкции (предложения) не делают предложение сложным. Они остаются простыми предложениями, осложнёнными вставными конструкциями.

Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками), Гаврила сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался. (И. С. Тургенев)

Дикий барин (так его прозвали, настоящее же его имя было Перевлесов) пользовался огромным влиянием во всём округе. (И. С. Тургенев)

Будешь ли ты вспоминать меня (я надеюсь на это)?

Заметим, что перед открывающейся скобкой (см. первое предложение) знаки препинания не ставятся: деепричастный оборот, включающий вставную конструкцию, выделяется уже после неё. Отделительные знаки препинания (точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие) относятся ко всему предложению в целом (см. третье предложение).

2. Практические задания

  — Запишите предложения под диктовку, расставьте знаки препинания. Объясните роль выделенных слов.

1) Он, кажется, сегодня не придёт. 2) Он кажется усталым сегодня. 3) Было, знаете, жарко. 4) Вы знаете его?

Комментарии

1) Вводное слово кажется вносит оттенок вероятности, выделяется с обеих сторон запятыми.

2) Слово кажется входит в состав именного сказуемого кажется усталым, запятые не нужны.

3) Функция вводного слова знаете — привлечь внимание слушателя.

4) Слово знаете является глаголом-сказуемым.

— Объясните пунктуацию в предложениях.

1) Вероятно испуганный появлением человека, зверёк кинулся наутёк.

2) После поражения он не только не опустил руки, а напротив, в нём проснулась спортивная злость.

Комментарии

1) Вводное слово вероятно стоит в начале обособленного оборота, поэтому запятая не ставится.

2) Между сочинительным союзом а и вводным словом напротив запятая не ставится, так как вводное слово нельзя опустить.

  — Запишите предложение под диктовку, расставьте знаки препинания и объясните пунктограммы. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Он опёрся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.

3. Выполнение задания демоварианта ЕГЭ-2012

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3

3) 1, 2

4) 3, 4

4. Проверочный диктант

1) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май. (А. П. Чехов)

  2) Кажется, ваша история там наделала много шуму. (М. Ю. Лермонтов)

  3) Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу. (А. С. Пушкин) 4) Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр. (А. П. Чехов) 5) Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. П. Катаев) 6) Был уже конец сентября, однако деревья ещё не пожелтели. 7) Итак, сильные стороны базаровского нигилизма в их революционности, в их критическом пафосе. 8) Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. С. Тургенев) 9) Социальные перемены, по убеждению Маяковского, должны были привести к торжеству справедливости и добра. 10) В конце недели возможно резкое понижение температуры воздуха. 11) Но, видно, от судьбы не уйдёшь. 12) И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне. (А. А. Блок) 13) Вы, я полагаю, не в первый раз в Петербурге?

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

2. Повторить тему «Обращения и знаки препинания при них».

  3. Составить задания по морфологии наречия, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).