Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Уроки 25, 26. Контрольная работа по теме Обособленные члены предложения

Цели: проверить и закрепить знания по теме «Обособленные члены предложения»; развивать навыки грамотного письма, лингвистического разбора.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Работа по теме уроков

1. Диктант с грамматическим заданием

1) Полученный ответ рассматривался как согласие. 2) Мы встретимся с вами в ближайшее время, например, завтра. 3) Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками. 4) Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки. 5) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд. 6) Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Пётр Первый заложил город-крепость Кронштадт. 7) Как-то вечером к отцу пришёл друг, доктор Ливси. 8) По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой. 9) Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли? 10) Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. 11) Нельзя работать спустя рукава. 12) Счёт долгот на Земле ведут от Гринвичского, или нулевого, меридиана. 13) Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными. 14) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым. 15) Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз. 16) В «Капитанской дочке» Пушкин изобразил Пугачёва как сильную, могучую, но крайне противоречивую натуру.

Примечание. В предложении 9 вместо двоеточия допустимо поставить запятую.

Грамматическое задание

1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений 2, 13.

2. Запишите номера односоставных предложений, укажите их тип.

3. Запишите номера предложений с неоднородными определениями.

4. Среди предложений 12 — 16 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответы:

2) 3, 11, 12: 3, 12 — неопределённо-личные, 11 — безличное;

3) 3, 4, 5;

4) 14.

2. Синтаксический разбор предложений

1) Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала...

И над тусклою землёю

Небо, полное грозою,

Всё в зарницах трепетало...

2) И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет.

3) Одни зарницы огневые,

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

4) В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное...

5) Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

6) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

      Ф. И. Тютчев

(Можно дать это задание по вариантам: вариант 1 — предложения 1 — 3, вариант 2 — предложения 4 — 6.)

3. Анализ контрольной работы (урок 26)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Подготовиться к тесту по теме «Обособленные члены предложения».