Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016
Простое предложение
Уроки 25, 26. Контрольная работа по теме Обособленные члены предложения
Цели: проверить и закрепить знания по теме «Обособленные члены предложения»; развивать навыки грамотного письма, лингвистического разбора.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Работа по теме уроков
1. Диктант с грамматическим заданием
1) Полученный ответ рассматривался как согласие. 2) Мы встретимся с вами в ближайшее время, например, завтра. 3) Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками. 4) Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки. 5) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд. 6) Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Пётр Первый заложил город-крепость Кронштадт. 7) Как-то вечером к отцу пришёл друг, доктор Ливси. 8) По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой. 9) Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли? 10) Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. 11) Нельзя работать спустя рукава. 12) Счёт долгот на Земле ведут от Гринвичского, или нулевого, меридиана. 13) Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными. 14) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым. 15) Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз. 16) В «Капитанской дочке» Пушкин изобразил Пугачёва как сильную, могучую, но крайне противоречивую натуру.
Примечание. В предложении 9 вместо двоеточия допустимо поставить запятую.
Грамматическое задание
1. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений 2, 13.
2. Запишите номера односоставных предложений, укажите их тип.
3. Запишите номера предложений с неоднородными определениями.
4. Среди предложений 12 — 16 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответы:
2) 3, 11, 12: 3, 12 — неопределённо-личные, 11 — безличное;
3) 3, 4, 5;
4) 14.
2. Синтаксический разбор предложений
1) Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала...
И над тусклою землёю
Небо, полное грозою,
Всё в зарницах трепетало...
2) И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет.
3) Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
4) В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
5) Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
6) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. И. Тютчев
(Можно дать это задание по вариантам: вариант 1 — предложения 1 — 3, вариант 2 — предложения 4 — 6.)
3. Анализ контрольной работы (урок 26)
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Подготовиться к тесту по теме «Обособленные члены предложения».