Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017

Поурочные разработки
Урок 19. Алфавит

Целевые установки урока: закреплять первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита; понимать и объяснять роль звуков в различении слов; осмыслять значение алфавита как основы письменности.

Ход урока

I. Введение в тему. Начинается с сообщения Ивана Самоварова об алфавите.

Желательно провести проверку знания алфавита в игровой форме: цепочкой, «назови следующую букву после М» и др.

II. Каллиграфическое списывание предложения Кирилл и Мефодий создали азбуку для славян.

III. Исторические сведения. Следует пояснить, что славянами называют людей разных национальностей, родственных по языку и культуре (русские, белорусы, украинцы, поляки, болгары, сербы, словаки, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы)1. Языки наших народов очень близки. В честь Кирилла и Мефодия 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры.

Необходимо уточнить значение слова азбука: оно означает то же, что и слово алфавит, т. е. все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Уместно обращение к содержанию учебника «АБВГДей-ка».

— Названия каких букв составляют слово азбука? («Аз», «буки».)

IV. Практическая работа. Учащиеся выполняют задания (упр. 90 — 92): записывают имена собственные в алфавитном порядке, вспоминают правила записи имён собственных.

V. Работа с пословицами (упр. 93). Письмо по памяти может быть заменено контрольным списыванием.

Рекомендации для занятий дома: каллиграфическое списывание пословицы Я — последняя буква в алфавите и объяснение её смысла.

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 5, 6 (с. 24).

1 В 1 классе ещё рано говорить о трёх группах, родственных по языку и культуре народов (восточнославянской, западнославянской и южнославянской). Важно подчеркнуть множество национальностей, объединённых славянской культурой.