Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Поурочные разработки
Уроки 22 - 23. Согласные звуки. Обозначение их буквами
Целевые установки уроков: закрепить умение распознавать согласные звуки по их существенным признакам; развивать умение работать с моделями слов и проводить звуко-буквенный анализ слов; сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение чётко произносить отдельные звуки в составе слова; осмысливать роль гласных и согласных звуков в художественной речи.
Первый урок ход урока
I. Работа над словарными словами класс, карандаш, пенал. Запись их в словарики.
II. Минутка чистописания: написание букв К, к; словосочетание классная работа.
— Что означает словосочетание классная работа? (Работа, которая выполняется в классе.)
Работа над значением слов.
— Сравните словосочетания светлый класс — дружный класс. Одинаковые ли значения слова класс в каждом из них? (Нет, неодинаковые: в первом словосочетании слово класс означает школьную комнату для занятий, а во втором — группу, коллектив учеников.)
— Как мы называем такие слова? (Слова с несколькими значениями, многозначные слова.)
— А что такое пенал? (Коробочка или маленькая сумочка для хранения ручек, карандашей.)
Дополнение предложений (они записаны на доске):
— Закончите предложение словом класс в значении «коллектив учеников»: Наш класс (какой?) ... (Наш класс дружный.)
— Слово какой группы вы использовали? (Слово — название признака предмета.)
— Закончите предложение словами — названиями предметов: В пенал кладут (что?) ... (В пенал кладут ручки и карандаши.)
— Запишите предложение. Какие правила вспомнили при письме?
III. Изучение новой темы.
Актуализация знаний учащихся.
Приведение примеров согласных звуков, их характеристика, соотнесение с буквами. Например: звук [м] — согласный, так как воздух при его произнесении встречает преграду со стороны губ; обозначается буквой м.
Уточнение имеющихся представлений о согласных звуках и буквах, их обозначающих, на основе сообщения Самоварова (упр. 103).
Звуко-буквенный анализ слов карандаш, парта по моделям (упр. 104).
Упражнения в произношении согласных звуков (упр. 106). Работа носит игровой характер. Подбор к звукам звукоподражательных слов: [г] — гогочет, [х] — хохочет и т. п.
IV. Упражнения в произношении согласных звуков (упр. 108, 109).
Рекомендации для занятий дома: повторить словарные слова.
Второй урок
Урок направлен на закрепление представлений о согласных звуках, повышение речевой культуры учащихся, развитие чувства языка.
Ход урока
I. Письмо словарных слов под диктовку: карандаш, пенал, класс; фамилия, ученик, ученица, учитель; собака, корова.
— Назовите слова, начинающиеся с согласных звуков. Произнесите эти звуки. Слово карандаш начинается со звука [к], слово пенал начинается со звука [п'].
— В чём особенности произношения согласных звуков? Какие различия в произношении согласных и гласных звуков?
II. Наблюдение над ролью согласных звуков в словесном творчестве (упр. 107).
Возможно использование дополнительного материала: Тише, мыши! Кот на крыше.
Зашумите — он услышит!
— Какие звуки помогают услышать шуршание мышки?
— Выпишите слова с буквосочетанием ши.
III. Работа в группах (упр. 110, устно). Класс разбивается на группы, в каждой из которых коллективно продумывается выполнение задания упражнения. Вариантов должно быть как можно больше. Например: галка — палка, моль — соль, мошка — кошка; крот — рот, шарф — шар. Побеждает команда, за которой останется последнее слово.
IV. Говори правильно. Отработка правильного употребления словосочетания много дел (упр. 111).
V. Обобщение.
— Из чего состоит слово? (Из звуков.)
— Какие звуки встречаются в словах? (Гласные и согласные звуки.)
— Как отличить гласные звуки от согласных?
Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 1 — 6 (с. 28, 29).