Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017

Поурочные разработки
Урок 30. Говори правильно

Целевые установки урока: привлекать внимание детей к нормам литературного языка, обеспечивать усвоение орфоэпического произношения отдельных слов; развивать художественный вкус первоклассников; пользоваться орфоэпическим словариком для определения правильного произнесения слова, ставить ударение в соответствии с литературными нормами, анализировать ритм стихотворной речи.

Ход урока

I. Подбор учениками рифм к заданным словам, например:

На Дворе звенит капель:

Скоро вырастет щавель.

II. Орфоэпическая работа на литературном материале.

Выполнение заданий (упр. 138, 139). Учитель привлекает внимание учащихся к тому, что литературные стихотворные образцы позволяют с помощью ритма запомнить место ударения в слове, поэтому надо как можно больше стихотворений учить наизусть. В качестве примера проводится заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака.

Поэтические строки С. Есенина требуют дополнительного художественного осмысления на основе творческого воображения:

— Что представляется вам при чтении этих строк?

— Почему луч солнца назван золотым? О какой брошенной солнцем искре может идти речь? (О каплях росы, которые засверкали на солнце; о солнечных зайчиках и т. д.)

— Дома сделайте рисунок, подпишите его поэтическими строками С. Есенина.

Сравнение выражений Спа́ла с деревьев листва. Ах, как долго я спала́!

Одинаковые ли по значению слова спа́ла и спала (упр. 140)?

Работа с текстом Л. Толстого: чтение, озаглавливание его (о чём говорится в тексте?), выделение основной мысли (о чём предупреждают птичку?). Варианты заголовков: Кошка и птичка. Берегись, птичка! Списывание текста.

Выполнение заданий упражнения 141 при наличии времени.