Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Поурочные разработки
Урок 30. Говори правильно
Целевые установки урока: привлекать внимание детей к нормам литературного языка, обеспечивать усвоение орфоэпического произношения отдельных слов; развивать художественный вкус первоклассников; пользоваться орфоэпическим словариком для определения правильного произнесения слова, ставить ударение в соответствии с литературными нормами, анализировать ритм стихотворной речи.
Ход урока
I. Подбор учениками рифм к заданным словам, например:
На Дворе звенит капель:
Скоро вырастет щавель.
II. Орфоэпическая работа на литературном материале.
Выполнение заданий (упр. 138, 139). Учитель привлекает внимание учащихся к тому, что литературные стихотворные образцы позволяют с помощью ритма запомнить место ударения в слове, поэтому надо как можно больше стихотворений учить наизусть. В качестве примера проводится заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака.
Поэтические строки С. Есенина требуют дополнительного художественного осмысления на основе творческого воображения:
— Что представляется вам при чтении этих строк?
— Почему луч солнца назван золотым? О какой брошенной солнцем искре может идти речь? (О каплях росы, которые засверкали на солнце; о солнечных зайчиках и т. д.)
— Дома сделайте рисунок, подпишите его поэтическими строками С. Есенина.
Сравнение выражений Спа́ла с деревьев листва. Ах, как долго я спала́!
Одинаковые ли по значению слова спа́ла и спала (упр. 140)?
Работа с текстом Л. Толстого: чтение, озаглавливание его (о чём говорится в тексте?), выделение основной мысли (о чём предупреждают птичку?). Варианты заголовков: Кошка и птичка. Берегись, птичка! Списывание текста.
Выполнение заданий упражнения 141 при наличии времени.