Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Поурочные разработки
Урок 42. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами
Целевые установки урока: расширять сведения о звонких и глухих согласных, полученные в период обучения
грамоте; развивать умение проводить звуковой анализ слова; различать звонкие и глухие согласные; развивать творческие речевые способности учащихся.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся, их расширение, упрочение (упр. 208, «Узелки на память»).
— Почему буквы написаны парами? (Каждая пара букв обозначает парные звонкий и глухой согласные звуки.)
— Что вы узнали нового о согласных звуках и буквах?
II. Сравнение звучания и значения слов. Упражняясь в звуковом анализе слов (упр. 209), учащиеся приходят к выводу о смыслоразличительной роли звука: замена даже одного согласного звука в слове меняет смысл, приводит к появлению другого слова.
Осмысление пословиц (упр. 210). Повторение правила списывания. (Читаю всё предложение, как написано; диктую и пишу каждое слово; проверяю всё предложение.)
При ответе на вопрос о соотнесении согласных звуков и букв следует обращать внимание учащихся на алфавитное название буквы и правильное произнесение обозначаемого звука (твёрдого или мягкого), например: в слове зима буква «зэ» обозначает звук [з'].
III. Новые сведения о непарных согласных звуках не рассчитаны на запоминание, а просто сообщаются детям.
IV. Выполнение задания (упр. 212) рекомендуется начать в классе, а затем продолжить дома. Эта работа направлена на развитие творческого воображения. Проводится чтение отрывка из сказки К. Чуковского. Выписывается одно (или два — как позволит время урока) предложение про цыплёнка.
При проведении частичного звуко-буквенного анализа следует обратить внимание, что одна буква, например «эль», может обозначать как твёрдый ([л] в слове жил), так и мягкий звук ([л'] в слове цыплёнок).
Задание по иллюстрированию сказки можно рекомендовать для выполнения дома (можно при желании сделать не один, а несколько рисунков), но работу по составлению продолжения сказки желательно начать в классе. Для сохранения творческой манеры автора можно привести следующее предложение: Червяки были (какие?) ... — и настроить тем самым детей на соответствующий характер высказывания с последующим иллюстрированием (жестами, рисунками).
Рекомендации для занятий дома: составь рассказ по вопросам (Что приключилось с цыплёнком? Как это могло выглядеть?) и нарисуй к нему иллюстрации.
Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 1 — 3 (с. 55, 56).