Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017

Поурочные разработки
Уроки 44 - 45. От слова к предложению

Целевые установки уроков: формировать умение различать слово и предложение; закреплять представление о предложении как сочетании связанных по смыслу слов, выражающих мысль (сообщение); наблюдать над связью слов в предложении, над ролью предлога в установлении этой связи; развивать умение строить предложения, выражающие определённую мысль, списывать небольшой текст, проверять и оценивать свою работу.

1 Материал данных уроков приводится в обобщённом виде, а учитель впоследствии самостоятельно делит его на две части (в зависимости от индивидуальных способностей учащихся).

Ход урока

I. Диктант. Учитель предлагает детям написать несколько слов, например: нос, мороз, звук, снег, зуб, лёд, мёд, суп.

II. Сопоставление отдельных слов и предложений осуществляется через сравнение их функций (упр. 219).

— Чем отличается слово от предложения? Словами мы называем отдельные предметы, их признаки, действия, а в предложении выражаем какую-то определённую мысль. Для построения предложения используются слова, связанные по смыслу.

Дидактический материал (упр. 220) через образные ассоциации, игру слов позволяет пояснить значение выражения связь слов по смыслу, помогает детям запомнить его.

III. Формулировка предложения в «Узелках на память» отличается от формулировки, привычной для учителя: вместо фразы «Выражает законченную мысль» используется фраза «Выражает определённую мысль». Данное изменение вызвано соображениями научной корректности: законченная мысль выражается в тексте.

Учитель может записать исходные предложения на доске.

IV. Упражнение в составлении предложений на основе связи слов по смыслу. Связь слов в пословицах (упр. 221) может быть осуществлена по-разному, и соответственно смысл будет различным. (Поменьше говори, побольше слушай. Поменьше слушай, побольше говори.) Поэтому выбирается то суждение, с которым согласны дети. Пословицы записываются на доске, и при этом обращается внимание на знаки препинания.

Для проверки правильности списывания с доски применяется взаимопроверка.

На привлечение внимания учащихся к роли предлогов направлены сообщение Совёнка и упражнение 223.

Составлению длинных предложений способствует распространение их с помощью вопросов (упр. 224), например:

Медведь спит.

— О ком говорится в этом предложении? (О медведе.)

— Что о нём говорится? (Он спит.)

— Можно ли сказать, что Медведь спит — это предложение? (Да, так как слова связаны по смыслу, выражена мысль о том, что медведь спит.)

Учитель предлагает детям дополнить предложение, включив в него уточняющие слова, связанные по смыслу.

Image

— Сравните короткое и длинное предложения. Выражена ли в том и другом предложениях определённая мысль? (Да, но в этих предложениях мысль выражена по- разному: в одном очень просто, коротко, в другом более развёрнуто, распространённо.)

При составлении предложений на основе связи слов по смыслу могут быть варианты: Рыба плавает в реке. Рыба играет в реке.

V. Словесное творчество (упр. 226).

После того как дети составят предложения, в которых звукоподражательные слова связаны по смыслу с предыдущими, можно задать им вопрос:

— Какие предложения читать интереснее: те, что составили мы, или те, что придуманы писателем?

Рекомендации для занятий дома: упр. 225.

Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 1 — 3 (с. 58, 59).