Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс - Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева 2017
Поурочные разработки
Уроки 47 - 48. От предложения к тексту
Целевые установки урока: учить детей различать предложения и текст; обратить внимание на связь предложений в тексте; развивать умения учащихся в составлении таких письменных текстов, как записки, небольшие письма, приглашения; обучать детей озаглавливанию текста; учить выражать своё отношение к изучению русского языка.
Ход урока
I. Восстановление деформированного текста (упр. 232). Поскольку задание было непосредственно связано с темой урока, в ходе его выполнения внимание детей привлекается к таким характеристикам, как связность (предложения связаны по смыслу), целостность (текст представляет собой единое целое, так как выражает законченную мысль, которая развивается в каждом следующем предложении; эту мысль можно обозначить в заголовке).
II. Работа с текстом учебника (упр. 234).
Для расширения представлений учащихся о тексте даётся ещё одно сведение: связь предложений по смыслу устанавливается через их порядок. Аня нарушила порядок предложений, поэтому Ваня не понял, кто поправляет гнёзда: ребята или птицы.
После устного восстановления взаимосвязи предложений в тексте учащиеся получают задание написать этот текст дома.
III. Обобщение представлений о тексте на основе определения в учебнике (с. 121).
IV. Работа по озаглавливанию текста (упр. 235). Главное при озаглавливании текста — передать в заголовке ласковое отношение к животному. Поэтому, когда учащиеся скажут, что этот текст о корове, можно поставить проблемный вопрос: «А почему автор К. Д. Ушинский озаглавил рассказ не «Корова«, а «Коровка«?» Желательно ещё раз выразительно прочитать текст, передавая ласковое отношение к животному. В качестве письменной работы возможно предложить выборочное списывание слов, имеющих в значении ласкательный оттенок (коровка, молочко, травушки и т. п.), с орфографическим проговариванием.
V. Составление текста записки (упр. 237, 238). Вопрос, поставленный в упражнении, не предполагает однозначного ответа, а побуждает к рассуждению: «Если записка или письмо состоит хотя бы из двух предложений, связанных по смыслу, то это уже текст».
Содержанию записки нужно придать нравственный смысл: чтобы мама не волновалась. Предлагается общее для всех начало записки (Мама, я ушёл (ушла) ... !), которую дети должны самостоятельно закончить. Задание может быть усложнено: не только закончить одно предложение (... ушла к бабушке), но и составить, записать связанное с ним по смыслу второе предложение (Вернусь в 5 часов).
На последний, заключительный урок выносятся задания, привлекающие внимание учащихся к текстам такой жанровой разновидности, как письмо.
Актуальность предлагаемого учебного материала связана с приближающимися каникулами, а логика его подачи следующая: от назначения письма как письменного сообщения к определению особенностей его речевого оформления и к содержательному наполнению через построение текста.
VI. Раскрытие особенностей письма как текста. Вступая в диалог с Алёшей, учащиеся уточняют имеющиеся у них представления о том, как писать письмо. В частности, обсуждается письмо Алёши.
— Как вы думаете, зачем решил внук написать деду?
— Правильно ли начал письмо Алёша?
— Верно ли закончил? А какие известия, важные и интересные для дедушки, он мог бы сообщить в своём письме?
VII. Для освоения этикетных формул построения высказываний (упр. 239) учитель может предложить детям вместо прямых ответов на вопросы в упражнении 6 (кому? о чём?) дать косвенные ответы, например:
— Ответьте на вопрос кому? начальным предложением из вашего письма (Здравствуй, дорогая сестрёнка Лена!) или, наоборот, заключительной фразой (До свидания. Твоя подруга Оля).
Попутно проводится лексическая работа с выборочной записью: уточняются значения слов (здравствуй, т.е. «желаю здравствовать, быть здоровой»; до свидания, т. е. «свидимся»), подбираются выражения, близкие по смыслу (до скорой встречи).
При выполнении заданий из упражнений 240 и 241 желательно обратиться к соответствующей странице произведения Э. Успенского.
При выполнении заданий из упражнения 242 учитель может обратиться к детям с такими словами:
— Если у вас во время каникул появится желание написать мне письмо, чтобы поделиться тем, как проходит ваш летний отдых, то я буду только рада. Поэтому на всякий случай прошу вас записать мой адрес, который вы должны указать на конверте.
VIII. Творческая переменка (упр. 243). Её содержание может быть вынесено за рамки урока русского языка и продолжено на уроках изобразительного искусства, трудового обучения.
Работа над составлением текста письма сменяется работой над составлением текста приглашения родителей на праздник «Прощание с первым классом». Сначала определяется цель приглашения: вежливая просьба принять участие в празднике, быть желанным гостем. Затем в коллективной работе осуществляется отбор вариантов обращений к родителям («Дорогие родители!»), подписи («Ученики 1 класса», «Будущие второклассники») и составляется текст («Приглашаем вас на праздник «Прощание с первым классом«. Праздник состоится...»). Приглашение оформляется на пригласительных билетах.
Рекомендуемые задания по «Рабочей тетради»: 1 — 8 (с. 60 — 63).