Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Концептуальные основы курса русский язык и их реализация в учебнике для 3 класса
Особенности содержания учебника Русский язык. 3 класс

Отличительной особенностью курса «Русский язык» является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом «Литературное чтение». Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:

• коммуникативного;

• познавательного;

• принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Реализация названных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только инструментальную основу компетентности учащихся (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

• познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

• социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенности содержания учебника «Русский язык. 3 класс»

Учебник для 3 класса продолжает реализацию общих идей комплекта «Перспектива». В учебнике продолжается развитие содержания курса, заложенного в учебниках для 1 и 2 классов.

Учебник «Русский язык. 3 класс» включает четыре раздела: «Мир общения. Повторяем — узнаём новое», «Язык — главный помощник в общении», «Состав слова», «Части речи».

Каждый раздел, кроме правил, заданий и текстов, включает диалоги Ани и Вани — сквозных персонажей учебника. Такой приём даёт возможность изложить достаточно сложные лингвистические вопросы языком, приближенным к детской речи, к речи третьеклассника. Диалоги помогают акцентировать внимание учащихся на наиболее трудных, проблемных вопросах, обсудить их с разных сторон, приучают детей высказывать собственное мнение. Профессор Иван Иванович Самоваров даёт пояснения к темам, обобщает наблюдения и формулирует правила, Совёнок задаёт вопросы, помогающие выделить основное в изучаемой теме.

В рубрике «Шаги к умению» предлагаются алгоритмы, регламентирующие порядок действий для достижения конкретных целей: проведения звуко-буквенного анализа слова, определения падежа имени существительного и т. п.

Для повторения и закрепления изученных правил введена рубрика «Узелки на память».

Рубрика «Словесное творчество» позволяет наблюдать, как функционируют языковые единицы в тексте.

Задания, объединённые общим названием «Творческая переменка», ориентированы на развитие творческих способностей детей.

Учебник для 3 класса начинается с раздела «Мир общения. Повторяем — узнаём новое». При работе с этим разделом закрепляется представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации, углубляются знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения. Третьеклассники знакомятся с основными правилами ведения диалога. Продолжается формирование представления детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, умения поддерживать разговор с партнёром, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение. Дети наблюдают за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами. При этом особое внимание уделяется тексту как синтаксической единице. Дети знакомятся с композицией текста, определяют, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня, получают представление о стилистической дифференциации текстов: научных и художественных, учатся их анализировать и составлять собственные речевые произведения разных стилей.

Раздел «Язык — главный помощник в общении» посвящён основным языковым единицам: звукам и буквам, слову, словосочетанию и предложению. Основное внимание при этом уделяется наблюдениям за функционированием этих единиц в речи. Систематизируются знания по фонетике и графике, выясняются сложные случаи соотношения между звуками и передающими их буквами. Продолжается работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Закрепляются знания девяти основных орфографических правил.

Обобщаются и расширяются знания по лексикологии. Начиная с периода обучения грамоте, формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) и внутреннюю (значение) форму. Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. В 3 классе представление детей о слове углубляется: учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения). Учащиеся систематизируют знания о группировке слов на основе их звучания и значения, получают представление об устаревших словах и неологизмах (без введения термина), знакомятся с этимологией имён собственных и нарицательных, учатся работать с лингвистическими словарями разных типов: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов. Повысить интерес детей к изучению языка помогает использование текстов различной стилистической направленности: художественных, научных, деловых.

При изучении тем «Словосочетание» и «Предложение» выясняются особенности и различия данных языковых единиц. При этом достаточно новым для начальной школы является стремление показать, что словосочетание и предложение — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою чёткую структуру. К такому выводу учащиеся приходят при сопоставлении сначала словосочетаний, а затем предложений с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме). Учащиеся знакомятся с однородными членами предложения.

Раздел «Состав слова» позволяет систематизировать и углубить полученные ранее знания. При изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое привносит в слово каждая из морфем. Учащиеся знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, а с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами. Для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).

В разделе «Части речи» углубляются и расширяются знания учеников об имени существительном, глаголе и имени прилагательном. Вводится определение местоимения.

Учащиеся знакомятся с изменением по падежам имён существительных и имён прилагательных (склонением), усваивают алгоритм определения падежа, получают знания об изменении глаголов по временам, числам и родам (в прошедшем времени), усваивают новые орфограммы: ь на конце имён существительных после шипящих, не с глаголами.

При изучении грамматических понятий (род, число и падеж имён существительных, род и число имён прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений и текстов.

При работе с разделами рабочей тетради можно предложить ученикам дать свою оценку упражнений с помощью специальных значков, например:

• красный треугольник — интересное упражнение;

• зелёный треугольник — полезное упражнение;

• синий треугольник — скучное упражнение.

Возможно сочетание нескольких значков при оценивании одного и того же задания. Значок рисует сам ребёнок рядом с номером упражнения после его выполнения.

Несмотря на то что задания учебника и рабочей тетради достаточно объёмны, подробны и дают возможность творчески работающему учителю самостоятельно организовать работу по изучению нового курса русского языка, авторы методического пособия сочли необходимым акцентировать внимание на тех обязательных моментах, которые не должны быть опущены при любом построении уроков. Поскольку основная особенность данного курса — его коммуникативная направленность, в методических рекомендациях к урокам приведены различные способы построения урока и подачи материала таким образом, чтобы можно было установить общение с ребёнком, показать ему необходимость изучаемого материала, вызвать интерес к предмету.

В планы уроков включены занимательные и проблемные вопросы, описаны ситуации, которые учитель может создать на уроке, приведены примеры диалогов учителя и учащихся.

Поурочные рекомендации включают в себя в ряде случаев рубрику «Это важно!», в которой предлагаются минимальные теоретические сведения, необходимые учителю для проведения урока. Даны (при необходимости) указания по проверке домашнего задания. Приводится дополнительный материал для проведения игр, проверочных и контрольных работ.

Предлагаемый вариант проведения уроков не является единственно возможным. Учитель может использовать предложенные разработки и рекомендации как основу для создания собственных оригинальных уроков по материалам учебника.