Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Окончание.

Уроки 68 — 69

Ход урока 68

Актуализация темы урока

Определение роли окончания на примере некорректного текста по вопросам учителя: «Прочитайте записку, которую оставил мне мальчик-иностранец. Что здесь не так? Я пошёл в школа. Приду из школа в 6 часов». Учащиеся исправляют ошибки и определяют, что для связи слов в предложении должна быть верно использована такая часть слова, как окончание. Чтение определения окончания в рубрике «Узелки на память» (с. 113).

Основной этап урока

Определение роли окончания в слове (упр. 200 выполняется устно). Важно подчеркнуть, что оттенка лексического значения окончание в слово не привносит, а служит только для связи слов в предложении или в словосочетании.

Определение способа выделения окончания при чтении диалога Ани и Самоварова (с. 113). Учителю необходимо уточнить, что слово может иметь нулевое окончание, но это окончание можно выделять только в том случае, если слово изменяется (леслеса, зубзуба).

Работа с текстом к упр. 201 учебника. При списывании текста и добавлении пропущенных окончаний необходима помощь учителя, если окончание безударно (в одежде (е окончание), с товарищем (ем окончание) или с товарищами (ами — окончание). Учащиеся должны прийти к выводу, что текст, в котором слова потеряли свои окончания, неудобен для восприятия, для понимания.

Нахождение окончаний в рифмующихся словах (РТ, упр. 158). Важно обратить внимание учащихся, что именно одинаковые окончания в словах позволяют создать созвучие строк, рифму.

Исправление неверно употреблённых окончаний в тексте (РТ, упр. 159).

Итог урока

Учитель: «Что такое окончание? Какова его роль? Как выделить окончание в слове?»

Домашнее задание

РТ, упр. 160.

Ход урока 69

Актуализация темы урока

Работа по заданию учителя: «Сегодня мы более подробно познакомимся с понятием «основа слова». Давайте прочитаем диалог Самоварова и Ани на с. 115, обратим внимание на примеры».

Основной этап урока

Выделение основы слова и окончания (упр. 202; РТ, упр. 156).

Выделение основы в словах с непроверяемыми написаниями (РТ, упр. 157).

Дописывание основы к окончаниям (упр. 204).

Разбор слов по составу (упр. 205). Алгоритм разбора к концу изучения темы «Состав слова» меняется: 1) Выделить окончание, изменив слово, и основу слова. 2) В основе слова выделить корень, подобрав родственные слова. 3) Выделить приставку, если она есть. 4) Выделить суффикс.

Распределение слов по графическим схемам состава слова (упр. 206).

Резервное задание. Упр. 203.

Итог урока

Учитель: «Что такое основа слова? Как её выделить в слове? Как вы поняли, почему основа слова так называется? Из каких частей слова она может состоять?»

Домашнее задание

Придумать и записать по одному слову на каждую из схем (упр. 206).