Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М. М. Разумовская 2015

Подготовка к ГИА по русскому языку

Предлагаемые материалы позволят учителю организовать работу по подготовке к экзамену по русскому языку за курс основной общей школы. Задания для 8 класса имеют обучающий характер, поскольку предлагают ученику не только тему сочинения, но и разнообразный материал, который поможет раскрыть эту тему: связные тексты, небольшие речевые высказывания, афоризмы, краткое описание проблемной ситуации (учебного или лингвистического характера), опорные слова, план сочинения и т. п.

Сочинение-рассуждение

На экзамене ученик должен написать сочинение заданного типа речи — рассуждение и показать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснять, убеждать. Такой текст должен быть чётко структурирован и соответствовать схеме: тезис (мысль, которую требуется доказать) — аргументы (доказательства) — вывод.

Приступая к написанию рассуждения, нужно продумать, какой тезис следует формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составление плана сочинения поможет логически правильно построить текст, обдумать количество и содержание аргументов, с помощью которых будет подтверждаться основная мысль сочинения.

Особое внимание нужно уделить использованию языковых средств, с помощью которых устанавливаются логические связи между частями сочинения-рассуждения. При переходе от тезиса к доказательствам можно употреблять выражения: докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительные предложения со словами почему, для чего и подобными. Сочинение-рассуждение может включать несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: во-первых, во-вторых..., наконец, например, допустим, предположим, так и др. Вывод (заключительная часть рассуждения) может быть связан с доказательствами посредством слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; таким образом; сделаем вывод; подведём итог; из сказанного следует... и т. п.

Одно из важнейших требований, предъявляемых на экзамене: минимальный объём сочинения-рассуждения — не меньше 50 слов, использование не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих точку зрения учащегося. При этом, приводя примеры, следует либо указывать номера нужных предложений (из текста, который будет на экзамене предложен для чтения и анализа) или применять цитирование.

Важный этап подготовки сочинения — работа с черновиком. Цель этой работы: скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки и недочёты. Чтобы редактирование текста прошло успешно, нужно учитывать, по каким критериям будет оцениваться сочинение-рассуждение.

Содержание текста

1. Соответствие текста теме и основной мысли.

2. Обоснованность ответа на поставленный вопрос, полнота раскрытия темы, наличие примеров- аргументов (не менее двух).

3. Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развёртывание по плану); правильность выделения абзацев; композиционная стройность работы.

4. Достоверность фактического материала.

5. Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу речи (рассуждение) и стилю речи (научному или публицистическому).

Речевое оформление текста

6. Речевая связность (наличие грамматико-смысловой связи предложений, абзацев).

7. Точность и ясность речи; владение достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

8. Уместное использование выразительных языковых средств.

9. Соответствие высказывания нормам современного русского литературного языка (лексическим, грамматическим, речевым, стилистическим, орфографическим и пунктуационным).

На экзамене учащиеся пишут небольшое по объёму сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста (напоминаем, что сочинение должно содержать не менее 50 слов). Однако сначала ученику придётся выбрать одно из предлагаемых в работе заданий: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или на морально-нравственную тему. В том и другом сочинении требуется привести не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения автора сочинения.

Эти требования необходимо учитывать, выполняя данные ниже тренировочные упражнения, цель которых — подготовить к написанию экзаменационного сочинения обоих видов.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1. Письменно обоснуйте, к какому стилю речи относится текст. Приведите в сочинении-рассуждении не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове — серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» Садится и, увидев, что за окном дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:

— Вот враг!.. Ну надо же!

— Грибной дождик — чем он вам помешал?

Она смотрит недоуменно и, сообразив, что перед ней — горожане, поясняет:

— Для хлебов он теперь не нужон. Совсем не нужон.

И с мягкой укоризной, весело:

— Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..

Невысокая, загорелая, морщинистая. Старенькая-старенькая — лет восьмидесяти, но ещё довольно живая. И руки заскорузлые, крепкие.

Поправляет платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает о себе. Сама из-под Иркутска, сын погиб, а дочь умерла, и родных — никого. Ездила в Москву насчёт «пензии», причём, как выясняется, туда и обратно — без билета.

И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...

— Как же так, без билета? И не ссадили?..— удивляются вокруг. — А контроль-то был?

— Два раза приходил, — слабо улыбается она. — Контроль тоже ведь люди. Кругом люди!.. — убеждённо сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: — Я ведь не так, я по делу...

В этом её «Кругом люди!» столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее...

Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться — уму непостижимо. Но ей верят. Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, и столь чистосердечна, что ей просто нельзя не верить.

Меж тем за окном после дождя проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

И она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:

— Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите...

(По В. Богомолову)

2. Некоторые ученики утверждают, что при выборе правильного написания большинства слов нужно учитывать их лексическое значение и морфемное строение. Но есть школьники, которые считают, что совсем необязательно анализировать значение и морфемное строение, чтобы правильно написать слово. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении- рассуждении «Нужно ли при написании слова учитывать его лексическое значение и морфемное строение?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте и проанализируйте текст Г. Троепольского. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его. Здесь тоже жили люди, но всё было не так, как там, где он родился и вырос. Домики маленькие — прямо на земле, без никаких лестничных площадок, без многочисленных порогов, двери не щёлкают замками. Ночью, правда, двери запирают на засов изнутри. Все домики покрыты ребристыми серовато-белыми листами. Утром, в одно и то же время, из каждого домика идёт вверх дым, но, однако же, они не едут и не улетают никуда, а стоят себе ровненько рядами и дымят тихо и мирно, без скрежета.

Но самым поразительным для Бима оказалось то, что вместе с людьми здесь живут разные животные и птицы: коровы, куры, гуси, овцы, свиньи, знакомство с которыми состоялось не сразу. У животных, позади каждого людского домика, свои домики, покрытые иной раз соломой, а иной раз камышом и огороженные невысокой просвечивающей стеной из перекрученных палок и хворостин. И никто никого не трогает: ни люди животных и птиц, ни животные людей, — и никто ни в кого не стреляет из ружья.

В первый день Биму постелили сена в углу сеней. Человек привязал его за верёвку, хорошо накормил и куда-то ушёл, надев плащ. Остаток дня Бим провёл в одиночестве, при полной тишине и безмолвии. Перед вечером он услышал, как зашуршали копытцами по земле овцы, как они вошли во двор, как промычала корова внутри сарая (чего-то просила).

Незаметно Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно, и от запаха свежего сена у него возникает в очах голубой цвет перед сном. Бим же был далеко чуть-истее человека, поэтому каждый тончайший оттенок этого аромата успокаивал, ублажал его тоску.

Разбудил Бима крик петуха. Когда-то он его слышал не раз, но не так близко, а этот — прямо за стеной, громко, протяжно, гордо: «Ку-ка-ре-ку-у-у!» Ему откликнулись все петухи на селе. (Несколько позже Бим узнает, что этот петух — запевала и что такие петухи бывают сердитые.) Бим сидел и слушал удивительную музыку; дальше она перекатывалась волнами по селу — то ближе, то дальше, в зависимости от того, кому подходила очередь, что ли, а последним, в одиночку, прокричал какой-то немощный кукарешник, сипло, коротко и неподобно петуху, заслуживающему уважения. Потом, со временем, Бим разберётся, что именно такие петухи — трусы, убегают даже от чужого петуха, врывающегося во дворовые владения, хотя по всем правилам куриного общежития этот трус обязан защищать покой подведомственных ему кур. А он убегает, идол. Зато именно такой петух безжалостен к чужим цыплятам — клюёт, между тем как любой петух, если он не лишён чувства собственного достоинства, никогда не клюнет цыплёнка, забредшего невесть откуда. Такой вот и пропел последним, и только тогда, когда убедился, видимо, что не ошибся во времени. Люди назвали бы такого петушишку конъюнктурщиком, но Биму было просто-напросто смешно. Кстати, Бим вовсе не представлял, ввиду отсутствия опыта, что по таким задохлым полупетухам никто никогда не отсчитывает время.

Бим прилёг и задремал. Вдруг снова прокатилось по селу из конца в конец песнопение. И Бим снова сел и снова слушал с большим удовольствием. Потом — в третий раз, ещё сильнее, голосистее и, право же, возвышеннее. Ах, здорово поют! Вот уж здорово! А что они вытворяли где-то вдали, представить невозможно! Бим пока не знал, что это пели хором на колхозной птицеферме, по неписаным нотам, белые, как кипень, самоуверенные петухи-красавцы, а в тот раз — не будь он запертым в сенях — он обязательно сбегал бы посмотреть и послушать поближе такое чудо. Но сени были его клеткой.

В щель двери мало-помалу расслабленно вползал серенький осенний рассвет.

(По Г. Троепольскому)

3. Как известно, в современном интернет-сообществе активно высказывается мысль о том, что при письменном общении можно не соблюдать орфографические нормы, так как это совсем не мешает взаимопониманию. Как вы относитесь к этой точке зрения? Выскажите своё мнение по этой проблеме в сочинении-рассуждении «Нужно ли соблюдать орфографические правила при общении в Интернете?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз фрагмент повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» (см. предыдущее упражнение). В своём сочинении приведите примеры из данного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

4. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово... (В. Г. Белинский)

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. (Н. В. Гоголь)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Г. Паустовский)

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный. (И. А. Гончаров)

5. 1. Выберите одно из данных ниже высказываний и устно обоснуйте свой выбор. Составьте и запишите тезисный план сочинения-рассуждения, в котором может быть использовано это высказывание в качестве тезиса, требующего доказательства.

2. Выберите ещё одно высказывание и на его основе напишите сочинение-рассуждение. Следите за тем, чтобы в сочинении было не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Не умея держать в руке топор — дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. (М. Горький)

Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Н. Толстой)

Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества. (А. Ефимов)

Язык человека — точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д. С. Лихачёв)

6. Какие два высказывания объединены общей мыслью? Докажите. Напишите сочинение-рассуждение, используя одно из этих высказываний в качестве тезиса, который нужно доказать, а второе — в качестве эпиграфа вашего сочинения. Следите за тем, чтобы тезис был аргументирован.

Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. (С. Я. Маршак)

Острый язык — дарование, длинный язык — наказание. (Д. Минаев)

Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М. Горький)

Самая изменчивая часть языка — это словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни. (А. И. Супрун)

7. 1. Вдумчиво прочитайте высказывания писателей и лингвистов. Устно докажите, что каждое из них можно использовать в качестве цитат или эпиграфа в сочинении «Зачем нужна орфография?».

2. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните мысль, выраженную в этом высказывании. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как. (Л. Н. Толстой)

Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. (В. А. Сухомлинский)

Правильное письмо — показатель общего развития и общей культуры человека. (М. М. Разумовская)

Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и лёгким, поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих. (М. В. Панов)

8. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто. (М. Горький)

Слог — это внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой. (И. А. Гончаров)

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К. Д. Ушинский)

Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Он вредоносен по самой сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. (К. Г. Паустовский)

9. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск... (К. Г. Паустовский)

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. (М. В. Ломоносов)

Человек чрез слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Р. Державин)

10. Вдумчиво прочитайте высказывания зарубежных писателей, лингвистов и общественных деятелей. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.

Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. (Буало)

Слово ранит быстрее, чем лечит. (Гёте)

Правильно чтобы писать, учиться надобно мыслить. (Гораций)

Грамматика повелевает даже царями. (Мольер)

Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний)

Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ)

Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А. Франс)

11. Прочитайте высказывание профессора Казанского университета (XIX в.), автора работ по ораторскому искусству А. В. Говорова. Напишите небольшое сочинение- рассуждение, взяв за основу главную мысль данного высказывания. Озаглавьте свой текст. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.

Монотонное произнесение, убаюкивающее красоту и отчасти смысл речи, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателя, но и вредно для оратора.

12. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете её смысл. Продумайте аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зрения.

Язык голову кормит, он же и спину портит.

Поменьше говори, побольше услышишь.

Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь.

От одного слова — да навек ссора.

Не ножа бойся — языка.

13. В русском языке есть такие буквенные сочетания, которые пишутся то слитно (одно слово), то раздельно (два слова). Выбор слитного или раздельного написания зависит от контекста, в котором оказываются подобные сочетания. Докажите или опровергните это утверждение в сочинении-рассуждении «Можно ли написать одно и то же буквенное сочетание слитно и раздельно?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст О. Гойхмана, обращая внимание на выделенные слова. В своём сочинении приведите не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

В каждой речевой ситуации используется своя стратегия, которая понимается как осознание ситуации в целом, определение основного направления воздействия на слушателей, чтобы максимально достичь цели общения. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приёмы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Нужно иметь в виду, что в ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере — другие. Если неудачно выбрать речевую тактику, то можно не достичь коммуникативной цели.

В рассказе А. П. Чехова «Дома» прокурор окружного суда убеждает своего малолетнего сына в том, что таскать табак нехорошо, а курить вредно. Интересно проследить, как это делает профессиональный оратор, юрист, социальное назначение которого как раз в том, чтобы уметь убеждать.

Сначала отец выбирает тактику эмоционального воздействия: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын...» Однако она не действует, так как мальчик точно знает, что он всё-таки сын, а родители (которые, кстати сказать, используют подобную тактику довольно часто, и ребёнок уже со второго раза улавливает, что это не так серьёзно, потому что вскоре последуют заверения в любви) обязаны его любить, впрочем, как и он их.

Тогда прокурор переходит на привычные для него выражения судебной речи, используя речевую тактику, которую условно можно назвать «закон превыше всего». Он говорит: «Ты не имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться только своим собственным добром». Но и это не действует, отчасти потому, что ребёнок просто-напросто не понимает. В самом деле, игрушка, которую ему подарили, — его собственное добро? Если да, то почему её могут у него отобрать в любую минуту?

Отец пробует убедить мальчика, используя лексику из медицины («Нельзя курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая...»), делая акцент на морально-психологические понятия и т. д. И несмотря на то, что всё логически безупречно, сказано доступным и понятным языком, положительного результата он не добивается.

Наконец, анализ ситуации, профессиональный и ораторский опыт подсказывают правильное решение.

«Слушай, — начал он... — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый-престарый царь... У царя был единственный сын, который курил. От курения царевич умер, и царь, старый и больной, остался без всякой помощи».

На мальчика сказка произвела очень сильное впечатление, и он сказал: «Не буду я больше курить...» (По О. Гойхману)

14. Однажды между учениками вышел спор. Одни из них утверждали, что сравнительный оборот является единственным способом выражения значения сравнения в русском языке. Другие ученики считали, что сравнительный оборот — только один из способов выражения значения сравнения. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Является ли сравнительный оборот единственным способом выражения значения сравнения в русском языке?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст В. Г. Короленко. Обратите внимание на выделенные фрагменты текста, которые передают значение сравнения. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему так, словно она прикасалась к его душе со всех сторон неизведанными ещё, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце.

С первых же шагов, когда лучи тёплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как будто чувствуя, к какому центру тяготеет всё окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, словно что-то материальное, ласкающее и тёплое касается его лица нежным, как будто бы согревающим прикосновением. Потом что-то похожее на прохладу, лёгкое, хотя и менее лёгкое, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица эту негу и пробегает по нему свежей прохладой.

В комнатах мальчик привык двигаться свободно, как будто вокруг него была пустота. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Тёплые прикосновения солнца быстро обмахивались кем-то, и струя ветерка, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, которого он не мог видеть, унося сознание, навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало так, точно вот-вот совсем перестанет биться.

(По В. Короленко)

Сочинение-рассуждение на нравственную тему

1. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение- рассуждение, объясняя, как вы понимаете её смысл. Продумайте аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зрения.

Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг — знания.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Учиться — всё равно что плыть против течения: остановился на минуту — и тебя отнесло назад.

Плохой друг подобен твоей тени: в ясный день ты видишь её отчётливо, в пасмурный — не можешь найти.

Три вещи проверяются только в одном: стойкость — в опасности, мудрость — в гневе, дружба — в нужде.

Что посеешь, то и пожнёшь.

2. Выберите один из афоризмов и напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете его смысл. Выразите в сочинении своё согласие или несогласие с данным утверждением. Аргументируйте свою точку зрения.

Большое зло — унижать достоинство человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека — мелкой пылинкой. (В. Сухомлинский)

Кто любит всё, тот не любит ровно ничего. (Д. Писарев)

Тишина, ты лучшее из всего, что я слышал. (Б. Пастернак)

Герой тот, кто первым побеждает страх. (Ю. Воронин)

Кто не любит родную природу, тот не знает народной души. (Н. Рыленков)

Умные люди обдумывают свои решения, глупые их провозглашают. (Г. Гейне)

Когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастье других. (Ф. Достоевский)

3. Прочитайте текст и напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «...лес — это жизнь планеты». Согласны ли вы с этой мыслью? Аргументируйте свою точку зрения, используя с этой целью суждения, содержащиеся в прочитанном тексте.

Лес — друг зверей и птиц, родной дом и кормилец для них.

Лес — друг поля, защитник его от ветра, особенно от знойного суховея. Не будь леса, ветер так разгулялся бы на просторе, что сдул бы с поля весь плодородный слой земли и высушил её.

Лес — друг реки и её обитателей: рыб, раков, лягушек. Если гибнет лес, вскоре гибнет и река, она мелеет, пересыхает.

Лес — друг воздуха. Растения леса очищают воздух от пыли, копоти, насыщают воздух кислородом.

Лес — самый щедрый друг человеку. Лес даёт брёвна для дома, доски для стола, дрова для печки. Бумага, целлюлоза, спички, скипидар, лекарства — всего, что даёт лес, и не перечислишь. А боровики, маслята, рыжики? А земляника, черника, брусника? А орехи? А ещё лес дарит людям свою красоту.

Лес — это огромное богатство. Есть у Самуила Яковлевича Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?» Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос по-своему. Кораблестроители сказали бы, что они «сажают» мачты и реи. Столяры — мебель. Рабочий бумажного комбината обязательно назвал бы книги, газеты, журналы, потому что бумага делается из древесины. Химик нашёл бы добрые слова о дереве, из которого получают лаки, нитки для искусственной ткани, лекарства. Музыканты воскликнули бы: «Спасибо, лес! Твоё дерево, которое когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки». Врач ответил бы, что лес — это здоровье. Если бы не зелёные леса, людям нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать.

Вот почему лес — это жизнь планеты.

(По Г. Юрмину)

4. 1. Прочитайте текст Е. А. Ручьёвской и определите его основную мысль.

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Удивительная власть музыки Чайковского». Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите в сочинении не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование. В качестве аргументов можете использовать также факты, отражающие ваши жизненные наблюдения и читательский опыт.

Удивительна власть музыки Чайковского. Покорённые бессмертной её красотой, мы остаёмся на всю жизнь в прекрасном плену. Музыка Чайковского рождает в нас поток свежих, ярких и сильных, духовно обновляющих чувств.

Может быть, никто из русских композиторов XIX века не сказал своей музыкой так много о человеке, о его внутреннем мире, его духовной жизни; никто с такой силой и остротой не раскрыл трагическую судьбу человека, своего современника.

Жизнь для Чайковского — борьба добра и зла, света и тьмы, человечности и правды против лжи и жестокости. Борьба, которая часто кончается трагическим исходом, гибелью героя. Но, слушая «Пиковую даму» и Шестую симфонию, глубоко потрясённые, мы стремимся снова и снова их слушать, снова пережить всё вместе с героями — и их борьбу, и их гибель. Почему?.. Наверное, потому, что чувство, которое мы испытываем, не ужас и подавленность, а прекраснейшее и человечнейшее чувство сострадания, душевный подъём и готовность к борьбе, к действию.

Чайковский не только трагик. Рядом с «Пиковой дамой» и Шестой симфонией стоят светлая, мудрая сказка «Спящая красавица», лучезарный Первый концерт для фортепиано с оркестром. Радость жизни, любовь, счастье, красота природы и красота человеческих чувств — всё, к чему стремится, о чём мечтает человек, выражено в музыке Чайковского с не меньшей силой, чем трагические стороны жизни.

Любящий, гневный, мудрый, нежный, протестующий, очень сложный, бесконечно отзывчивый и всегда человечный, — таков Чайковский.

Музыка Чайковского, мир её образов открывается перед слушателем постепенно. В детстве мы слушаем или играем «Детский альбом» и идём в театр на «Щелкунчика». В юности особенно пленяют «Евгений Онегин», «Лебединое озеро». Потом открываются «Пиковая дама», симфонии, а в них новые и новые богатства...

Музыка Чайковского будит в нас высокие чувства и высокие мысли, учит вдохновению. Мы начинаем задумываться над судьбами героев, над содержанием и смыслом, которые вложил композитор в произведение.

(По Е. Ручьёвской)

5. 1. Прочитайте текст Ф. Искандера и определите его основную мысль.

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении». Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите в сочинении не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование. В качестве аргументов можете использовать также факты, отражающие ваши жизненные наблюдения и опыт читателя.

Одно из самых очаровательных воспоминаний детства — это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница первых классов читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. Счастлив человек, которому повезло с первой учительницей.

Уже зрелым человеком я прочёл записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением всё время ждала появления Пугачёва. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением всё время ждал появления Савельича.

Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против неё, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

Ещё почти ребёнком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. Любовь — главнее всех.

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы.

Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти всё, культурный человек, по сравнению с обычным, крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Он может сказать себе и говорит себе: я ведь ещё могу слушать Бетховена, перечитать «Войну и мир» Толстого. Далеко не всё потеряно.

(По Ф. Искандеру)

6. 1. Прочитайте текст и определите его основную мысль.

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл следующей фразы из прочитанного текста и согласны ли вы с этой мыслью: «...искусство читать — это искусство чувствовать и мыслить». Приведите в сочинении не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Специалисты давно заметили, что у человека возникают большие трудности, когда он остаётся наедине с книгой. Основная ошибка при чтении — это концентрация внимания только на содержании произведения, на развитии сюжета. А ведь важно рассмотреть и то, как книга написана. Если пройти мимо этого, то можно не увидеть её художественных качеств. Тогда теряется художественная ценность произведения, и вы лишаете себя наслаждения красотой. Тогда появляется опасность не разглядеть хорошую, настоящую книгу, не отличить её от подделки. Ведь нечего греха таить, довольно часто слабые, примитивные произведения, предлагающие вниманию штампованных героев и штампованные ситуации, читают с большим интересом, нежели настоящую книгу. В таких искусственных произведениях вроде бы всё как надо: события развиваются, герои переживают. Но нет в них главного: чувства, мысли и красоты.

А я считаю, что искусство читать — это искусство чувствовать и мыслить. А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. «Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», — говорил великий немецкий писатель Гёте. Выходит, прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. А выбор этот велик. Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира...

Настоящий читатель должен научиться обращаться с книгой как с самым умным собеседником. Не бойтесь спрашивать у книг: они знают больше самого образованного человека. Кроме того, они ничего не могут забыть или перепутать, они могут помочь даже тогда, когда вам не хочется или вы не можете задать вопрос родителям или учителям. Бывает и такое. Задавать вопросы книге и получать от неё исчерпывающие ответы особенно важно в том возрасте, когда человек хочет до всего дойти сам. И здесь важно иметь такого друга, который научил бы вас думать, анализировать окружающую жизнь, чувствовать людей и помогать им. Таким другом и является книга.

(По В. Пекелису)

7. 1. Прочитайте текст и определите его основную мысль.

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл следующей фразы из прочитанного текста и согласны ли вы с этой мыслью: «Чтение — это и есть включение себя в мир, познание окружающего мира». Приведите в сочинении не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Конечно, главный воспитатель человека — его жизненный опыт. Но в это понятие нужно включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги. Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда догадывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события — сопереживания и осмысления прочитанного. А к книге надо относиться, как к жизни. Её надо читать собственными глазами, рассматривать и исследовать. Нужно выискивать в ней точное знание и идти от книги к книге. Ведь книга — это только дорога, но дорога, которая открывает мир! Чтение — это и есть включение себя в мир, познание окружающего мира. Всё пригодится. Причём пригодится вам, потому что вы и есть точка пересечения мира. И это пересечение — ваша судьба, быть может, судьба вашего завтрашнего открытия.

(По В. Слонову)

8. 1. Прочитайте текст и определите его основную мысль.

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл следующей фразы из прочитанного текста и согласны ли вы с этой мыслью: «Настоящая музыка лечит душу, придаёт силы и желание достойно и красиво жить». Приведите в сочинении не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Самым музыкальным произведением Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается роман «Дворянское гнездо». Музыкой, музыкальными сценами и образами буквально наполнено всё произведение, которое вообще звучит как симфония о любви, красоте, редких мгновениях счастья. Словесные описания музыкальных тем передают то, что невозможно объяснить словами, то, чем переполнена душа героев романа, то, что подтверждает их любовь друг к другу. «...Сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце, — читаем мы одно из самых пронзительных описаний музыки, — она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса».

Однако невольно возникает вопрос: может, понимание музыки доступно лишь большим писателям? Конечно, так выразительно описывать словами свои музыкальные впечатления могут настоящие мастера художественной речи, но более или менее чёткие картины при слушании симфонии или фортепианной пьесы возникают у каждого из нас. И психологи подтверждают это. Они провели такой опыт. Вызвали к роялю несколько человек, сыграли им мелодию песни Шуберта «Форель» и попросили рассказать о впечатлениях от музыки. Все участники опыта приблизительно одинаково восприняли мелодию, словно повторяющую прихотливые переливы движущейся воды. Им показалось, что они стоят возле ручья, осыпанные мелкими серебристыми брызгами. Некоторым даже почудилось, что где-то щебечут птицы, поёт девушка, полощущая бельё. Слушатели не знали содержания песни Шуберта, и всё же они уловили общий характер музыки и рассказали о своих впечатлениях почти одними и теми же словами. Музыка способна тронуть самые сокровенные струны человеческой души, дать толчок к творческому воображению, помогает человеку понять свой внутренний мир и окружающую действительность. Настоящая музыка лечит душу, придаёт силы и желание достойно и красиво жить.

(По И. Илонову)

Содержание

Предисловие

О некоторых особенностях учебника «русский язык. 8 класс»

Содержание обучения русскому языку в 8 классе (планирование)

Краткий методический комментарий к отдельным темам учебника

Односоставные предложения

Простое осложнённое предложение

Предложения с однородными членами

Предложения с обращениями и вводными конструкциями

Предложения с обособленными членами

Контрольные диктанты

Методический комментарий к разделу «Речь»

Контрольные работы по развитию речи

Тесты по анализу текста

Подготовка к ГИА по русскому языку