Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложное предложение. Культура речи
Урок 11. Сочинение в форме дневниковой записи
Впечатления от картины Т. Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (упр. 52).
Цель урока: научить писать сочинение по картине в форме дневника.
I. В начале урока учитель повторяет с учащимися материал по теме «Дневниковые записи», знакомит учащихся с разными типами дневников, их назначением, особенностями ведения, учит правильному оформлению дневниковых записей.
1. Словарная работа. Учащиеся записывают определение слова дневник из словаря С. И. Ожегова:
Записи, ведущиеся изо дня в день.
Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.
2. Беседа с учащимися.
— Какие типы дневников вы знаете?
(Дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник.)
— Объясните назначение дневников разных типов.
(Дневники наблюдений мы вели на уроках естествознания, в них отмечали ежедневные наблюдения за состоянием природы. Путевые дневники ведутся во время путешествий. Личные дневники включают записи о значительных событиях в личной и общественной жизни человека и о его настроении, чувствах по поводу их, личный дневник помогает в самопознании и самовоспитании.)
— Что общего в оформлении дневников?
(Дата записи: число, месяц, год, иногда указывается место и время.)
— Что указывается в содержании записи?
(Интересные события в личной и общественной жизни,
переживания по поводу этих событий, рассуждения по поводу актуальных и интересных жизненных проблем.)
— Что представляет собой каждая дневниковая запись?
(Текст: предложения связаны по смыслу, каждую запись можно озаглавить.)
— В каком стиле речи могут вестись записи в дневниках?
(В дневнике наблюдений — в научном, научно-популярном, художественном, в личном дневнике — в художественном и разговорном, в путевом дневнике — в научно- популярном, художественном.)
Вывод: дневниковые записи могут представлять собой тексты разных стилей и типов речи. Чаще всего они включают и повествование, и рассуждение, и описание, хотя повествование предпочтительнее при изложении событий, рассуждение — при размышлении по их поводу, а описание чаще встречается в путевых дневниках.
II. Беседа по картине Т. Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (1988).
— Изобразила ли художница панораму города или его часть?
— Где она могла находиться, чтобы так увидеть и изобразить этот тихий уголок Москвы?
— Что прежде всего привлекает наше внимание?
— Какие краски — тёмные или светлые — преобладают в изображении одного из кварталов Москвы?
— Зачем художница открывает нам созданный на картине мир новой и старой Москвы?
— Чувствуем ли мы эту связь двух культур?
— Радует ли нас изображённое? Чем именно?
Ученики читают тексты учебника, связанные с обозначенными жанрами и темой сочинения (упр. 46, 81 — отрывки 1, 2).
III. Учащиеся записывают впечатления от картины в форме дневника (Я смотрю, размышляю, чувствую...).