Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Сложное предложение. Культура речи
Урок 11. Сочинение в форме дневниковой записи

Впечатления от картины Т. Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (упр. 52).

Цель урока: научить писать сочинение по картине в форме дневника.

I. В начале урока учитель повторяет с учащимися материал по теме «Дневниковые записи», знакомит учащихся с разными типами дневников, их назначением, особенностями ведения, учит правильному оформлению дневниковых записей.

1. Словарная работа. Учащиеся записывают определение слова дневник из словаря С. И. Ожегова:

Записи, ведущиеся изо дня в день.

Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.

2. Беседа с учащимися.

— Какие типы дневников вы знаете?

(Дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник.)

— Объясните назначение дневников разных типов.

(Дневники наблюдений мы вели на уроках естествознания, в них отмечали ежедневные наблюдения за состоянием природы. Путевые дневники ведутся во время путешествий. Личные дневники включают записи о значительных событиях в личной и общественной жизни человека и о его настроении, чувствах по поводу их, личный дневник помогает в самопознании и самовоспитании.)

— Что общего в оформлении дневников?

(Дата записи: число, месяц, год, иногда указывается место и время.)

— Что указывается в содержании записи?

(Интересные события в личной и общественной жизни,

переживания по поводу этих событий, рассуждения по поводу актуальных и интересных жизненных проблем.)

— Что представляет собой каждая дневниковая запись?

(Текст: предложения связаны по смыслу, каждую запись можно озаглавить.)

— В каком стиле речи могут вестись записи в дневниках?

(В дневнике наблюдений — в научном, научно-популярном, художественном, в личном дневнике — в художественном и разговорном, в путевом дневнике — в научно- популярном, художественном.)

Вывод: дневниковые записи могут представлять собой тексты разных стилей и типов речи. Чаще всего они включают и повествование, и рассуждение, и описание, хотя повествование предпочтительнее при изложении событий, рассуждение — при размышлении по их поводу, а описание чаще встречается в путевых дневниках.

II. Беседа по картине Т. Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (1988).

— Изобразила ли художница панораму города или его часть?

— Где она могла находиться, чтобы так увидеть и изобразить этот тихий уголок Москвы?

— Что прежде всего привлекает наше внимание?

— Какие краски — тёмные или светлые — преобладают в изображении одного из кварталов Москвы?

— Зачем художница открывает нам созданный на картине мир новой и старой Москвы?

— Чувствуем ли мы эту связь двух культур?

— Радует ли нас изображённое? Чем именно?

Ученики читают тексты учебника, связанные с обозначенными жанрами и темой сочинения (упр. 46, 81 — отрывки 1, 2).

III. Учащиеся записывают впечатления от картины в форме дневника (Я смотрю, размышляю, чувствую...).