Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложносочинённое предложение
Урок 19. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Повторение
Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения; 2) научить производить синтаксический разбор (устный и письменный) и пунктуационный разбор (устный и письменный) сложносочинённого предложения.
I. Повторение материала по теме «Сложносочинённые предложения».
1. Фронтальный опрос по вопросам на с. 48.
2. Схематический диктант.
Цель диктанта: проверка умения различать, что связывает союз и — однородные члены или части сложного предложения; определять виды простых предложений, входящих в состав сложносочинённого.
Методика проведения: диктуются предложения, ученики, не записывая их, чертят схемы.
1) Липы цветут, и пахнет липовым мёдом. (М. М. Пришвин)
2) Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. (М. Ю. Лермонтов)
3) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. (А. С. Пушкин)
4) Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше, и мне стало холодно. (И. А. Бунин)
5) Пугачёв остановился на крыльце и со всеми поздоровался. (А. С. Пушкин)
6) Мороз, и под ногами скрипит снег. (И. А. Бунин)
7) Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (А. А. Блок)
8) Цветы и травы покрывают зелёный холм, и никогда сюда лучи не проникают. (А. А. Блок)
9) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города. (И. А. Бунин)
10) Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. (И. А. Бунин)
II. Объяснение нового материала.
Учащиеся знакомятся с планами и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения на с. 48 — 49 (§ 17).
III. Закрепление материала.
1. В упр. 75 учащиеся производят синтаксический разбор двух сложносочинённых предложений устно, двух сложносочинённых предложений письменно, объясняют, почему не будут анализировать пятое предложение (предложение простое, осложнено однородными сказуемыми).
2. Выборочный диктант по вариантам.
Вариант I. Выписать сложносочинённые предложения из упр. 81 на с. 51, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.
Вариант II. Выписать сложносочинённые предложения из упр. 82 на с. 52, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.
IV. Самостоятельная работа по упр. 79, 80 (по выбору учащихся).
Тестовые задания
1. В каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены)?
а) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать.
б) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега.
в) В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.
г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор.
Ответ: а, в.
2. Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены).
а) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле.
б) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения.
в) Цвели кувшинки и было много камыша.
г) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег.
Ответ: б.
3. Укажите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.
а) Наступила весна, но было ещё холодно. (Противопоставление.)
б) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Чередование.)
в) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт. (Последовательность.)
г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон. (Причинно-следственные отношения.)
Ответ: б.
4. Укажите предложение, соответствующее схеме.
а) Четырежды четыре — шестнадцать.
б) Темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа.
в) Мгновение — и ветер срывает парус.
г) Работа по графику — условие выполнения плана.
Ответ: в.
V. Домашнее задание: повторить материал § 11 — 17; выполнить упр. 76, 78.