Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Сложное предложение с различными видами связи
Урок 57. Публичная речь
Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями публичной речи, научить различать термины публичный и публицистический; 2) научить анализировать публичную речь, выявлять в ней недочёты, формулировать коммуникативную задачу такого рода высказывания, его основную мысль.
I. Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.
II. Объяснение нового материала.
1. На доску проецируется высказывание К. Г. Паустовского.
Каждое выступление, независимо от темы, должно быть живым, живописным, а не набором шаблонных фраз и цифр.
2. Учащиеся выразительно читают высказывание, уточняют, какие требования нужно учитывать, чтобы умело выступать публично.
3. Девятиклассники читают и анализируют теоретический материал § 40.
Рекомендации учителю: научите различать термины публичный и публицистический. В § 40 учебника рассматриваются публичные высказывания на публицистическую тему (научный доклад тоже публичный акт, так как представляет собой выступление перед публикой, но для него характерны признаки научного стиля). Публицистическое высказывание затрагивает вопросы общественного, гражданского звучания и обладает такими признаками аналогичного стиля, как употребление общественно-политической лексики (выборы, парламент, нравственный долг, обязанности гражданина и т. п.), эмоционально окрашенных (торжественных и иронических) слов и оборотов речи, крылатых выражений, пословиц, обращений, побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов и т. п.
Язык публицистического выступления должен быть прост и выразителен, чтобы воздействовать на ум, чувства и поступки слушателей, поэтому хорошие ораторы стараются избегать всякого рода шаблонов. Нужно, чтобы учащиеся осознали это и получили представление о ярком, богатом языке публицистических высказываний.
III. Тренировочные упражнения.
В упр. 220 учащиеся читают высказывание судебного оратора А. Ф. Кони, отвечают на вопросы и выполняют задания:
— Какие три требования, по мнению Кони, нужно учитывать, чтобы умело выступать публично?
— Что нужно знать о громкости, тоне, паузах, краткости устной речи?
— Продумайте последовательность вашего высказывания на тему «А. Ф. Кони о публичной речи». Составьте краткий план и выпишите цитаты в соответствии с пунктами плана.
Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что составление плана — это важный момент в подготовке публичного выступления, в цитатах содержится основная информация о том, как следует готовить и произносить публичную речь. Опыт показывает, что подготовленную речь надо прорепетировать дома, чтобы она прозвучала заинтересованно, как приглашение задуматься над поставленной проблемой, включиться в поиск решения, как призыв к определённым действиям. Выступающий должен чётко сформулировать коммуникативную задачу своего публичного высказывания, его основную мысль.
2. В упр. 221 учащиеся анализируют публичную речь прокурора (отрывок из романа Л. Н. Толстого «Воскресение») и выполняют задания:
— Найдите в речи прокурора несоответствия требованиям к устной публичной речи.
— Найдите в речи отступления от темы.
— Найдите в тексте подтверждение тому, что выступающий опирается в своих выводах на факты.
В помощь учителю: анализ текста упр. 221 позволяет выявить недочёты публичной речи прокурора: «...говорил очень долго, стараясь вспомнить все те умные вещи, которые он придумал... и чтобы его речь лилась... в продолжение часа с четвертью». Бездоказательно говорит о подсудимой и её жизни, отклоняется от темы, сообщая о научных исследованиях школы Шарко и приписывая ей свойство внушения. Естественно, что присяжные и председатель замечают эти недостатки речи прокурора и один из них характеризует прокурора самым нелестным образом: «Ужасный болван».
Девятиклассники, анализируя речь прокурора, делают важный вывод: выступающий с публичной речью должен уважительно относиться не только к подсудимой, но и ко всем присутствующим. Его речь должна быть предельно краткой и содержать проверенную и правовую информацию.
IV. Домашнее задание: § 40, упр. 222.