Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010


Урок 80. ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ (ПО РОМАНУ И. С. ТУРГЕНЕВА ОТЦЫ И ДЕТИ

Цели урока: разобрать взаимоотношения Базарова и Аркадия Кирсанова, постараться понять неизбежность разрыва между героями, «укловить» социальную обусловленность разрыва; выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур; раскрыть (в столкновении Базарова с Одинцовой) превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».

Вопросы:

1. Чтение и анализ текста со слов: «...Мы прощаемся навсегда... для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость...»

2. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров

3. Почему Аркадий примкнул к нигилистам?

(«Молодая смелость да молодой задор», Базарова же толкает на борьбу «дерзость» и «злость».)

4. Искренне ли А. Кирсанов вначале разделяет взгляды Базарова?

5. Почему, несмотря на желание, Аркадий не может сделаться «сильным, энергическим»?

6. Почему друзья разошлись? Есть ли последователи у Базарова? (Образованные и обеспеченные либеральные дворяне стремятся к комфорту (нравственному и физическому). Им хочется чувствовать, что они прогрессивные люди. Но когда приходится действовать, самовлюбленность и эгоизм делают их неспособными к последовательной борьбе («...ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить...» — говорит Базаров Аркадию). Аркадий — временный попутчик Базарова. Аркадий Кирсанов не привык к трудностям, в борьбе с которыми вырабатывается характер, идеи Базарова не были глубоко прочувствованы им.)

7. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?

II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».

Для Тургенева способность человека любить — критерий его состоятельности. Своих героев писатель обязательно проводит через это испытание.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину?

2. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный... образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал», не давал ей «покою, таскался за ней повсюду...» Куда девались его самоуважение и гордость?)

3. Одна из проблем романа — конфликт Базарова с миром дворянства. Взаимоотношения героя с Одинцовой — лишь разветвление этого конфликта. Каковы взгляды Базарова на любовь и женщин вообще?

(У Базарова преобладает цинически-потребительский взгляд на женщину. До встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у него сложилось превратное представление об этом чувстве.)

4. Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет?

(Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

5. Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову?

(Цель жизни Анны Сергеевны — материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров — бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае — ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой — событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

6. Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь?

(Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)

Выводы. Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств [7].

Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.

7. Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?

8. Счастливы ли Аркадий и Катя?

(Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

9. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге

Домашнее задание.

1. Перечитать 27-ю главу и эпилог.

2. Ответить на вопросы:

    1) Отношение Базарова к родителям.

    2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

    3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?