Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 82. СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА ОТЦЫ И ДЕТИ. СОВРЕМЕННИКИ ОБ ОТЦАХ И ДЕТЯХ
Цели урока: познакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»: выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.
Ход урока
I. Повторение изученного.
Примерные вопросы:
1. Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен. (Роман был задуман в 1860 г. в Англии, закончен в России в 1861г., напечатан в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.)
2. Какие события романа вы считаете главными?
3. В чем суть основного конфликта?
4. С какой целью И. С. Тургенев сталкивает Базарова с другими героями романа? Что такое «прием психологической пары»? Какие персонажи романа в ней участвуют?
5. Что такое «нигилизм»?
6. В чем суть базаровского нигилизма?
7. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта?
8. Почему Тургенев «заставил» своего героя умереть? Верил ли Базаров в бессмертие души?
9. Что, на ваш взгляд, в романе старело и что современно?
10. Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?
11. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «довольно».
«Отцы и дети» наш так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев) [12].
В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»
1. Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Статья Писарева «Базаров». (2 — 4, 10, 11-я главы.)
Беседа с учащимися по вопросам:
1) Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены?
(Писарев со свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию... Грубость и резкость Базарова Писарев объяснил тем что «от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства».)
2) Что, по мнению Д. И Писарева, управляет поступками Базарова?
(Причины активной деятельности, по Писареву, «личная прихоть или личные расчеты». Критик, проглядев революционность Базарова, не смог четко объяснить, что значит «личные расчеты». Писарев обеднил и понятие «личной прихоти», не наполнив его революционным содержанием.)
3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?
(Д. И. Писарев так написал об отношении к Базарову и его предшественника в русской литературе «Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли, у Базаровых есть — и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».)
4) Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности?
(Для Тургенева его герой стоит в преддверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и продолжателей у демократа Базарова нет.
Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет деятельности». Ну а если «незачем ему жить; так надо посмотреть, как он будет умирать». Критик подробно анализирует главу о болезни и смерти Базарова, восхищается героем, показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг».
5) Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?
2. Д. Д. Минаев1. Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)
1 Дм. Минаев — сотрудник «Современника», «Русского слова», «Искры».
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети».
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили, как умели.
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа —
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
«Кто устоит в неравном споре?»
Которое ж из двух?
Кто победил? Кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как свет, бела рука.
В речах, в приемах — такт и мера,
Величье лондонского «сэра», —
Ведь без духов, без несессера1
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность!
О боги! Он перед Фенечкой в тревоге,
Как гимназист, дрожит:
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда при всей конторе.
Рисуясь с братом в разговоре,
«Спокойствие, спокойствие!» — твердит.
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
* * *
Как циник самый образцовый,
Он стан madame де Одинцовой
К своей груди прижал.
И даже, — дерзость ведь какая, —
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов.
Любитель фресок и кальянов,
Российский Тогенбург2?
Иль он, друг черни и базаров
Переродившийся Инсаров, —
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам —
Несите ж им венцы!
И мы, решая все на свете.
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милой — отцы иль дети?
Отцы! Отцы! Отцы!
1 Несессер — коробка с мелкими туалетными принадлежностями.
2 Тогенбург — герой баллады Шиллера «Рыцарь Тогенбург».
Беседа с учащимися по вопросам:
1) Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?
2) Каковы особенности формы стихотворения?
(Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей — отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)
3. М. А. Антонович «Асмодей1 нашего времени» (1862 г.).
1 Асмодей — в библейской мифологии злой дух, дьявол.
Максим Алексеевич Антонович — публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.
По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.
В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров — карикатура, клевета на молодое поколение.
Некоторые выдержки из статьи.
«С первых же страниц... Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, но проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями... Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении. в новом произведении нет. // психологического анализа, нет... художественных изображений картин природы...
… в романе... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления... Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души...
В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму.
О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти...
[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная...
Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно: отцам он отдает полное преимущество.
Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения...
Павел Петрович [Кирсанов] человек холостой... до бесконечности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника...»
На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.
— «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении».
— Тургенев «главного своего героя... презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их.
— Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова».
— Базаров «ненавидит всех» ... «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».
4. Николай Николаевич Страхов — литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считал, что Базаров — образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы — это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам, и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».
III. Реализация домашнего индивидуального задания.
Чтение письменного ответа на вопрос «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?».
Домашнее задание.
1. Сочинение по роман Тургенева «Отцы и дети». (Срок написания — неделя).
Примерные темы:
1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2) Русское дворянство в изображении Тургенева.
3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
6) Отношение к женщинам героев романа.
7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
8) «Лишние люди» в литературе ХIХ века и «новый герой» И. С. Тургенева.
9) Анализ эпизод из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).
2. Биография поэта Ф. И. Тютчева.
3. Чтение стихотворений поэта.