Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010


Урок 82. СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА ОТЦЫ И ДЕТИ. СОВРЕМЕННИКИ ОБ ОТЦАХ И ДЕТЯХ

Цели урока: познакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»: выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.

Ход урока

I. Повторение изученного.

Примерные вопросы:

1. Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен. (Роман был задуман в 1860 г. в Англии, закончен в России в 1861г., напечатан в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.)

2. Какие события романа вы считаете главными?

3. В чем суть основного конфликта?

4. С какой целью И. С. Тургенев сталкивает Базарова с другими героями романа? Что такое «прием психологической пары»? Какие персонажи романа в ней участвуют?

5. Что такое «нигилизм»?

6. В чем суть базаровского нигилизма?

7. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта?

8. Почему Тургенев «заставил» своего героя умереть? Верил ли Базаров в бессмертие души?

9. Что, на ваш взгляд, в романе старело и что современно?

10. Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?

11. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».

И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «довольно».

«Отцы и дети» наш так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев) [12].

В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»

1. Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.

Статья Писарева «Базаров». (2 4, 10, 11-я главы.)

Беседа с учащимися по вопросам:

1) Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены?

(Писарев со свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию... Грубость и резкость Базарова Писарев объяснил тем что «от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства».)

2) Что, по мнению Д. И Писарева, управляет поступками Базарова?

(Причины активной деятельности, по Писареву, «личная прихоть или личные расчеты». Критик, проглядев революционность Базарова, не смог четко объяснить, что значит «личные расчеты». Писарев обеднил и понятие «личной прихоти», не наполнив его революционным содержанием.)

3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

(Д. И. Писарев так написал об отношении к Базарову и его предшественника в русской литературе «Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли, у Базаровых есть — и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».)

4) Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности?

(Для Тургенева его герой стоит в преддверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и продолжателей у демократа Базарова нет.

Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет деятельности». Ну а если «незачем ему жить; так надо посмотреть, как он будет умирать». Критик подробно анализирует главу о болезни и смерти Базарова, восхищается героем, показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг».

5) Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?

2. Д. Д. Минаев1. Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)

1 Дм. Минаев — сотрудник «Современника», «Русского слова», «Искры».

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели.

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа —

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как свет, бела рука.

В речах, в приемах — такт и мера,

Величье лондонского «сэра», —

Ведь без духов, без несессера1

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность!

О боги! Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит:

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе.

Рисуясь с братом в разговоре,

«Спокойствие, спокойствие!» — твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

* * *

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, — дерзость ведь какая, —

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов.

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург2?

Иль он, друг черни и базаров

Переродившийся Инсаров, —

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам —

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете.

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милой — отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

1 Несессер — коробка с мелкими туалетными принадлежностями.

2 Тогенбург — герой баллады Шиллера «Рыцарь Тогенбург».

Беседа с учащимися по вопросам:

1) Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?

2) Каковы особенности формы стихотворения?

(Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей — отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)

3. М. А. Антонович «Асмодей1 нашего времени» (1862 г.).

1 Асмодей — в библейской мифологии злой дух, дьявол.

Максим Алексеевич Антонович — публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров — карикатура, клевета на молодое поколение.

Некоторые выдержки из статьи.

«С первых же страниц... Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, но проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями... Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении. в новом произведении нет. // психологического анализа, нет... художественных изображений картин природы...

… в романе... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления... Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души...

В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму.

О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти...

[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная...

Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно: отцам он отдает полное преимущество.

Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения...

Павел Петрович [Кирсанов] человек холостой... до бесконечности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника...»

На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.

— «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении».

— Тургенев «главного своего героя... презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их.

— Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова».

— Базаров «ненавидит всех» ... «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».

4. Николай Николаевич Страхов — литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.

Критик считал, что Базаров — образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы — это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам, и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».

III. Реализация домашнего индивидуального задания.

Чтение письменного ответа на вопрос «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?».

Домашнее задание.

1. Сочинение по роман Тургенева «Отцы и дети». (Срок написания — неделя).

Примерные темы:

    1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».

    2) Русское дворянство в изображении Тургенева.

    3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?

    4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?

    5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)

    6) Отношение к женщинам героев романа.

    7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».

    8) «Лишние люди» в литературе ХIХ века и «новый герой» И. С. Тургенева.

    9) Анализ эпизод из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).

2. Биография поэта Ф. И. Тютчева.

3. Чтение стихотворений поэта.