Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 111. НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУШИ РАСКОЛЬНИКОВА
Цели урока: раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с Раскольниковым выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.
Ход урока
I. Беседа о главном герое романа.
Вопросы:
1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.
2. В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление?
(Суть философии Родиона Раскольникова:
— человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует;
— страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирал средств;
— трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;
— теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»;
— соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;
— теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно. только проверив на деле. т. е. совершив преступление (см. [13. С. 118]).
3. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми?
(С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)
4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?
5. Почему, на ваш взгляд Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?
Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.
Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми — матерью и сестрой Дунечкой.
Для Достоевского важно показать, что, если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным и безысходным страданиям, к духовной смерти.
II. Работа над содержанием романа.
Психологические поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем
Часть III, глава 5. Первая встреча Раскольникова со следователем. (Пересказ или чтение по ролям.)
Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали» [23. С. 174]. Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения» [13. С. 241].
Часть IV, главы 5 — 6. Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь продолжает следствие, стремясь за ставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок — борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен. Быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь.
Часть VI, глава 2. Третья встреча. (Пересказ или чтение по ролям.) Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» — следователь отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили. Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной».
III. Обсуждение финала романа, встречи Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.
Вопросы:
1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?
2. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что обще го в их судьбе? (Часть IV глава 4; часть V, глава 4; часть VI глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи?
3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?
4. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?
5. «Мир спасет красота», — считает Достоевский. Как вы это понимаете?
Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убежденность в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им.
Видя терзания Раскольникова, сочувствуя ему всем сердцем, она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание в «искупить себя им».
«Раскольников не осознал свой грех, не раскаялся, но по настоянию Сони он все-таки идет на площадь и несет туда свое нераскаянное покаяние», — пишет Н. С. Прокурова.
В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.
Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.