Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 118. В ДОМЕ РОСТОВЫХ. В ИМЕНИИ БОЛКОНСКИХ (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЧИТАННЫХ ГЛАВ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ, В ИМЕНИИ БОЛКОНСКИХ ЛЫСЫЕ ГОРЫ)
Цели урока: продолжить знакомство с героями романа — представителями семейств Ростовых и Болконских; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В семье Ростовых, Болконских
Семья, дом — это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.
Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой -матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем — в имении Лысые Горы у Болконских.
II. Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т. I, ч. I, гл. 7 — 11, 14 — 17).
Беседа по вопросам:
1. Где живут Ростовы? (В Москве, а летом в имении «Отрадное».) Какова общая атмосфера в семье?
2. Кратко перескажите эпизод «Именины Ростовых». Перечислите гостей. Обратите внимание на внешность, поведение, манеру общения гостей.
3. Кто самый главный гость у Ростовых, которого ждут все? (Марью Дмитриевну Ахросимову, «даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой обращения», ждут с нетерпением все.)
4. Какой подарок сделала Марья Дмитриевна своей любимице («казаку», «зельё девке»)?
(Для Наташи «она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками».)
5. О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?
6. Как развлекается молодежь у Ростовых?
7. Какие черты присущи всем Ростовым? («Фамильные черты».)
III. Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые Горы».
Беседа по вопросам:
1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?
2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении?
(Обращают внимание на невысокий рост, «сухие» черты, удивительные глаза — «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу.)
3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?
4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?
5. Вспомните Курагиных. Почем Толстой не называет их семьей?
(Курагины — лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм.)
Выводы. Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию автора и нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем. Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские — сдержанные люди, у них не принято откровенничать.
Безошибочным чутьем «угадывает старый Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу. (А таким не место в их доме.)
Болконские — люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.
Что сближает умных, честных и гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягкими Ростовыми?
«Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом» (Н. Н. Наумова) [14].
Домашнее задание.
1. Перечитать главы о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.
2. Проанализировать поведение героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н. Ростов, штабные офицеры.)