Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 132. РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА ИОНЫЧ, ПАЛАТА № 6
Цели урока: углубить и расширить знания учащихся путем знакомства с произведениями «Ионыч», «Палата № 6»; раскрыть процесс духовной деградации человека, выяснить причины превращения доктора Старцева в Ионыча.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
К теме разрушения человеческой личности неоднократно обращается Чехов в рассказах. Глубокое отвращение испытывает Чехов к врачам-стяжателям. В рассказе «Дуэль» есть эпизодический, но запоминающийся персонаж — врач Устимович. Он соглашается присутствовать на дуэли (на случай, если понадобится врачебная помощь), но тут же сообщает свои расцепки. Чехов устами одного из героев определяет сущность Устимовича: «Ростовщик, а не доктор». В рассказе «Цветы запоздалые» доктор Топорков тоже имеет страсть к накопительству.
«Ионыч» — история о том, как молодой человек, неглупый и способный, превращается в равнодушного и жадного обывателя.
II. Работа над содержанием рассказа «Ионыч» (1898). (Анализ содержания, пересказ. Чтение эпизодов, комментирование.)
Вопросы:
1. Расскажите о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева.
(На первых порах земский врач много работает, не имея ни минуты свободного времени.)
2. Как к нему относятся в городе?
3. Каков духовный мир Туркиных? Какие художественные приемы использует автор для изображения этой семьи?
4. Основные этапы жизни Старцева. Как изменяется его внешность, поведение, речь?
5. Как относится он к Екатерине Ивановне? Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны? Кто виноват?
6. Что явилось причиной превращения Дмитрия Старцева в Ионыча?
7. Какие художественные приемы (описание природы, портрет, образы-вещи) помогают Чехову показать эволюцию героя?
8. В чем идейный смысл рассказа?
(Автор подчеркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою «захватывают» человека чрезвычайно быстро.
Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости. «Берегите в себе человека!» — говорит автор.)
III. Работа над содержанием рассказа «Палата 6» (1892).
Совершим экскурсию в палату № 6, познакомимся с ее обитателями.
Вопрос: В чем смысл спора Громова и доктора Рагина?
(Рагин: «Все вздор и суета, в своей нечестности виноват не я, а время... Родись я двумястами позже, я был бы другим».
Устами Громова Чехов осуждает взгляды Рагина: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязают, но это прекрасно и разумно...»
Писатель восстает против равнодушного и пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто не страдает.)
Домашнее задание.
1. Прочитать пьесу «Вишневый сад», подготовиться к чтению по ролям.
2. Индивидуальные сообщения по темам:
Содержание, герои, проблемы пьес «Чайка», «Дядя Ваня».