Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 134. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ВИШНЕВОГО САДА. ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ. ГЕРОИ
Цели урока: углубить представление учащихся о пьесе Чехова; рассмотреть основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, жанровое и композиционное своеобразие.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
«Вишневый сад» — итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.
О сюжете.
В основе сюжета — продажа дворянской усадьбы, драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп: дворянства. буржуазии и интеллигенции.
О композиции.
Интересна композиция пьесы:
1. Первый акт — надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.
2. Второй акт — нервозность, отрезвление. Приближение торгов.
3. Третий акт — герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы — вишневый сад продан за долги.
4. Четвертый акт — расставание с прошлым, отъезд, прощание (см. методические советы Ю. В. Лебедева, М. Б. Кузнецовой) [13].
II. Объяснение нового материала.
1. Своеобразие конфликта.
Внешний, бытовой конфликт — борьба за вишневый сад; Внутренний конфликт — недовольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.
2. Принципы группировки действующих лиц.
Основных действующих лиц в «Вишневом саде» — четырнадцать, кроме того, есть герои, которые не появляются на сцене, но мы узнаем об их существовании.
Автор выделяет три идейно-композиционных центра (вокруг которых группируются персонажи пьесы): прошлое связано с Раневской и Гаевым, настоящее — с купцом Лопахиным, будущее — с молодыми героями Петей Трофимовым и Аней Раневской.
III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)
Домашнее задание.
Сочинение по произведениям А. П. Чехова. Примерные темы:
1) Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.
2) «Чехов был несравненный художник... художник жизни» (Л. Н. Толстой).
3) «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).
4) Образы «футлярных людей» в рассказах А. П. Чехова.
5) Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
6) «Дворянское гнездо» в изображении Чехова. (По пьесе «Вишневый сад».)
7) Комические образы и ситуации в произведении Чехова «Вишневый сад».
8) Время и память в пьесе «Вишневый сад».