Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Творчество Гоголя и наше время. Семинар

Цели: углубить и обобщить знания; рассмотреть особенности творческого метода Гоголя, показать значение творчества писателя в литературном процессе.

Эпиграфы:

Гоголь - царь русского смеха. (А. В. Луначарский)

Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России. (н. Г. Чернышевский)

Примечание. В круг вопросов семинара входит не только изучаемый материал из учебников и текста художественного произведения - следует рекомендовать учащимся дополнительную литературу: критические статьи классиков, современные литературоведческие работы, материалы из газет и журналов, словари

и т. п. Список дополнительной литературы предлагается заранее. Семинар проводится на двух уроках. На первом следует организовать самостоятельную работу учеников.

Ход уроков

I. Самостоятельная работа учеников. Обсуждение ответов

Вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся:

    - Как отразилась общественная позиция писателя в замысле поэмы?

- Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, а не романом?

    - Какие объяснения последовательности изображения помещиков вы знаете?

    - Как сюжет и оригинальная композиция поэмы помогают глубже раскрыть идейно-тематический замысел произведения?

- В чем заключается своеобразие творческого метода Гоголя?

    - Личность автора, авторское присутствие: где оно превалирует - у Пушкина или у Гоголя?

    - Что нового открывает поэма «Мертвые души» в Гоголе - писателе и человеке?

    - Согласны ли вы с утверждением, что Гоголь - наш современник. Обоснуйте свое мнение.

    - Произведения каких музыкантов, скульпторов увековечили образ Гоголя и его творения?

    - Сопоставьте портреты Гоголя работы А. Г. Венецианова, А. А. Иванова, Ф. А. Моллера, И. Е. Репина. Кто из художников, по вашему мнению, наиболее полно раскрыл его личность?

II. Реализация индивидуальных заданий

1. Гоголь в художественной литературе.

2. Гоголь в музыке.

3. Гоголь в изобразительном искусстве.

III. Комментарии

1. При обсуждении вопроса о названии поэмы важно донести до учащихся смысл заглавия поэмы: «мертвыми душами» называли крестьян умерших, но еще числившихся в «ревизских сказках». «Мертвые души» в поэме - это помещики-крепостники, чиновники- бюрократы. Двойственный смысл заглавия, которое «носит в себе что-то наводящее ужас» (А. И. Герцен), выражает основную идею произведения и прогрессивные тенденции поэмы, одновременно служа осью сюжета и пружиной развития действия в ней.

2. Сложный и оригинальный замысел поэмы требовал для своего воплощения соответствующих художественных решений. Вначале Гоголь называет свое произведение романом, но вскоре убеждается, что привычная жанровая форма неподходяща: она ограничивает в известной мере субъективное начало в повествовании. А он, как известно, не мыслил своего творения без авторского комментария. В результате писатель склоняется к мысли, что это не роман, а поэма, но не в традиционном, а каком-то особом значении слова. В «малом виде эпопеи» описательный эпический элемент органически объединяется с элементом лирическим, ибо жизнь раскрывается через авторское размышление.

3. Сюжет поэмы. Дополнительные вопросы:

    - Как сюжетные линии позволяют писателю показать духовный мир действующих лиц, охарактеризовать типические черты, дух эпохи?

    - Какова роль сюжета в общем замысле «Мертвых душ»? (С одной стороны, на примере одной губернии Гоголь раскрывает все пороки крепостнического государства, и, таким образом, губернские безобразия олицетворяют жизнь целой эпохи. С другой - ведя читателя вместе с плутоватым «героем», заставляет сквозь смех и слезы «озирать всю громадно несущуюся жизнь».)

4. Композиция произведения.

IV. Обсуждение

    - По мнению М. П. Погодина, в первом томе содержание поэмы не двигается вперед, Гоголь выстроил длинный коридор, по которому ведет своего читателя вместе с Чичиковым и, отворяя двери налево и направо, показывает сидящим в каждой комнате урода. Согласны ли вы с этим? (Показ персонажей у Гоголя подчинен строгой внутренней последовательности, она только внешне механична и случайна: от приятного и сахарного Манилова мы попадаем к менее приятным Коробочке, Ноздреву, Собакевичу. Усиливается мотив «мертвых душ», чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине. Образ Чичикова-приобретателя, ловкого дельца буржуазного склада, естественно связывает все части произведения. Писатель, используя несколько вводных эпизодов, стремится показать широкую картину нравов. Эти эпизоды, так же, как и лирические монологи самого автора, подчинены раскрытию характеров.)

V. Инсценирование или чтение по ролям

Интересной формой работы представляется инсценирование одной из встреч Чичикова с помещиками. Выполняя такую работу, необходимо:

    - пользуясь текстом, составить диалог Чичикова и помещика;

    - написать авторские ремарки;

    - написать режиссерские замечания по подбору актеров, костюмов, декораций, мизансценам.

Домашнее задание

Подобрать материал к сочинению по поэме Гоголя «Мертвые души».