Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество И. А. Гончарова
Роль второстепенных персонажей в романе Обломов
Цели: раскрыть роль второстепенных героев; совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приемы: пересказ текста, анализ текста, работа по карточкам, работа с таблицей, просмотр фрагментов видеофильма и их анализ, комментарии учителя, тест.
Оборудование: индивидуальные карточки, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».
Ход уроков
I. Проверка знания текста (см. тест в приложении 2)
II. Работа в группах по образам героев и индивидуальным заданиям
1. Слово учителя.
Заканчивая первую часть романа, автор ставит вопрос: что же победит в Обломове - жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»? И всем последующим описанием ведет читателя к ответу.
2. Задания.
1-й ряд: рассказать историю жизни И. И. Обломова и проанализировать ее по следующему плану:
а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;
б) жизненные идеалы героя;
в) отношение автора к герою;
г) Захар и Обломов;
д) обломовские черты в Захаре.
- Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости?
- Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова?
- Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?
- Можем ли мы сказать, что Обломов - характер типический? Были ли в литературе подобные ему герои? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам - легион»?
- Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»?
- Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, определить символические детали и указать их роль.
(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе. Обломов дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символические детали: большой диван, удобный халат, мягкие туфли. Все эти детали определяют характер жизни Обломова. Пытаясь «снять» привычный халат, встать с удобного дивана, герой через некоторое время вновь возвращается с любимому образу жизни.)
2-й ряд: рассказать об Андрее Штольце и проанализировать материал по следующему плану:
а) характеристика Штольца;
б) деятельность Штольца, его идейная позиция;
в) отношение автора к Штольцу;
г) решить вопрос: Штольц - антипод Обломова или его двойник?
д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя.
- В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?
- Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?
- А. П. Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова. (Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нем нашла свое отражение определенная тенденция русской жизни - стремление к личной независимости. Штольц - это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества).
Работа с таблицей
Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем.
Обломов |
Штольц |
|
Образ жизни |
||
Отношение к семье и родителям |
||
Отношение к образованию |
||
Поведение в обществе и на службе |
||
Восприятие любви |
||
Отношение к дружбе и к друзьям |
Обобщение и выводы. Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущений. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.
3-й ряд: дать характеристику образа Ольги Ильинской.
- Каковы характер и идеалы Ольги?
- Почему Ольга полюбила Обломова?
- Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?
Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:
Зарождение любви |
Неоправдавшиеся надежды |
- Роман согрет двумя историями любви. Чем отличается любовь Агафьи Матвеевны от любви Ольги?
- Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он? (Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, Ольга много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)
III. Беседа
- Какова функция второй - третьей частей романа? (Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но и в это время в нем идет борьба, которой он не выдержит.)
- О чем идет речь в четвертой части романа? (Описание «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. Как жил он незаметно, так и умер. «...Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».)
IV. Просмотр фрагментов видеофильма и сравнение с эпилогом романа
- В чем вы видите историко-философский смысл романа?
Домашнее задание
Подготовиться к уроку-исследованию (по группам). 1-я группа: «Пейзаж и его функции в романе»; 2-я группа: «Портрет как средство создания образа литературного героя»; 3-я группа: «Сожаление о старом халате»; 4-я группа: «Особенности речи героев»; 5-я группа: «Мотив еды и его функции в романе».