Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество А. Н. Островского
Идейно-художественный анализ комедии Свои люди - сочтемся! (Банкрот)

Цели: раскрыть своеобразие комедии «Свои люди - сочтемся!» (1847-1849); показать идейную основу пьесы; совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа драматургического текста.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста, комментарии учителя, беседа по вопросам.

Оборудование: текст комедии, иллюстрации П. Боклевского.

Пояснение для учителя. Изучение данной пьесы проводится в рамках внеклассного чтения, поэтому значительная часть работы по прочтению и анализу произведения должна проводиться учениками дома.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Повторение материала предыдущего урока «А. Н. Островский как создатель русского национального театра».

2. Назвать основные этапы жизни и творчества А. Н. Островского.

3. Проверка знания текста комедии «Свои люди - сочтемся!» (4 ученика обмениваются листочками с тестом; 1 ученик задает вопросы классу).

4. Проверка восприятия комедии (беседа по анкетированию).

II. Запись эпиграфа и плана урока

Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый. (В. Ф. Одоевский)

     План

    1. История написания комедии. Название.

    2. Содержание и идейная направленность пьесы.

    3. Пьеса в оценке современников.

III. Слово учителя

А. Н. Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала исторического пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

4 декабря 1847 г. Островский, чередуясь с артистом Провом Садовским, читал свою пьесу «Свои люди - сочтемся!» в доме М. П. Погодина, издателя журнала «Москвитянин». Слушатели приняли ее с восторгом. Присутствовавший на чтении Н. В. Гоголь тут же написал одобрительный отзыв и передал его автору. Первое название пьесы «Банкрут» (в современном языке «банкрот»).

    - Давайте подумаем над эпиграфом сегодняшнего урока. Что имел в виду под словом «трагедия» В. Ф. Одоевский? (Слово «трагедия» здесь употреблено в значении подлинно высокого драматического произведения.)

IV. Содержание комедии, герои, идейная направленность (выступления учащихся, элементы беседы)

    - В заголовок комедии вынесены слова одного из героев Подхалюзина: «свои люди - сочтемся!» Раскройте смысл названия комедии. Найдите в пьесе сцену, где содержатся слова, подкрепляющие это название.

    - Как смысл пьесы связан с заглавием-пословицей?

    - Какие фрагменты текста четвертого действия проявляют это? Прокомментируйте их.

    - Перескажите кратко содержание пьесы.

    - Что высмеивает комедия? Кто ее главный герой? Охарактеризуйте его. (В комедии высмеяны грубый и жадный купец - самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву - богатство.)

    - Что же губит героя? В чем идея комедии? (Губит его жадность. Желая разбогатеть еще больше, Большов, по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником, банкротом.)

Такие злонамеренные банкротства были частыми явлениями в России 40-х годов XIX в. И сегодня, в период приватизации и после нее распространены преднамеренные банкротства предприятий, основная цель которых - смена собственника и перевод предприятия под собственный контроль, а также официальное списание долгов перед кредиторами в т. ч. перед государством (налоги). Сегодня преднамеренное банкротство является уголовно наказуемым деянием.

Пронырливый приказчик Лазарь Елизарович Подхалюзин становится мужем Липочки и присваивает имущество своего тестя. Большова сажают в «яму» (долговую тюрьму). Его можно спасти, уплатив кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и родная дочь Липочка не чувствуют никакой жалости и отказывают старику в помощи.

    - Поразмышляйте, чем можно объяснить эту жестокость? (Самсон Силыч Большов - деспот, не знавший «никакого удержу». Вся семья трепетала перед ним. «Старая карга», «Убирайся к свиньям!», «Что ты рот-то разинул!» - так обращался он к домашним. О дочери он говорил: «Мое детище, хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю» (пахтать- сбивать). Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку.)

    - Проследите по тексту, как зреет замысел Большова объявить себя банкротом?

    - Какие обстоятельства способствовали тому, что он решился на это преступление?

    - Сопоставьте речь этого действующего лица в Д. III, явл. 4 и в Д. IV, явл. 4. Какие изменения вы заметили? Чем их объяснить?

Театральный критик А. Н. Баженов (1835-1867) видел недостаток игры актера М. С. Щепкина в том, что «зверя Большова г-н Щепкин очеловечил. А в последнем действии играл так, что заставлял зрителей искренне сочувствовать своему герою...»

    - Возникло ли у вас сочувствие при чтении комедии? Почему? (В финале пьесы Большов пострадал от детей. Наверное, несмотря на актерскую игру, зритель (и читатель) будет испытывать сложное чувство. Ведь единственной причиной произошедшего с ним несчастья является он сам.)

    - Кому из героев пьесы вы бы посочувствовали? (Ученики предлагают свои версии и обсуждают их.) (Образы Подхалюзина и Липочки скорее вызывают негодование и возмущение читателей и зрителей. Хотя и эти герои заслуживают сочувствия, если задуматься над тем, что в старости их ждет такое же отношение к ним их детей, которые вырастут в такой же обстановке, как и они.

    Больше всех человеческого отношения заслуживает Аграфена Кондратьевна. Но и на ней лежит часть вины за то, что Липочка стала такой, какой мы ее увидели. Потакание матери сформировало полное отсутствие сострадания и любви в душе Липочки.)

Самсон Силыч - типичный самодур. Один из героев Островского в пьесе «В чужом пиру похмелье» так объясняет значение этого слова: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое». В комедиях Островского и в критических статьях Добролюбова понятие «самодурство» приобретает широкий обобщающий смысл, становится синонимом сова «деспотизм». В комедии показано, как вырастают самодуры.

    - Как показан процесс становления «самодурства» в Большове? (Большов, в молодости мелкий торговец, натерпелся от самодуров, научился лебезить и кланяться «добрые люди Сам- сошкою звали, подзатыльниками кормили». Разбогатев, он стал давать подзатыльники сам.)

    - В чем проявилось «искажение человечности» в Большове в заключительном действии? Одинок ли в своем самодурстве Большов? (Такой же путь проделал и Лазарь Елизарыч Подхалюзин. При помолвке он уговаривается с Липочкой: старики «почудили на своем веку, теперь нам пора».)

    - Кто еще может быть отнесен к взрастающим самодурам? (Есть еще одно действующее лицо — Тишка. Им все помыкают, у всех он на побегушках, без счета получает он подзатыльники, но перепадает ему и подачка. Тишка, над которым «всякая шваль командует», втихомолку собирает капиталец: «Полтина серебром — это нынче Лазарь дал. Да намедни, как с колокольни упал, Аграфина Кондратьевна гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третевось хозяин забыл на прилавке целковый», - подсчитывает он. По копеечке, по гривенничку копит он, и со временем и Тишка «выйдет в люди».)

    - Каковы композиционные особенности пьесы? (Как в любой комедии в пьесе ярко выражен конфликт, основой которого являются материальные отношения. Экспозицией являются первые девять явлений первого действия, которые не связаны с основной интригой. Экспозиция задумана автором таким образом для того, чтобы показать, как можно ярче и достоверней купеческий быт.)

    - Какие особенные приемы использованы автором в пьесе? (Автором был использован прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин трижды обманывает Большова, сваху, стряпчего. Поэтому обман становится привычным делом.

    В пьесе можно заметить фольклорные мотивы, такие как пословицы, поговорки (ученики приводят примеры из текста).)

    - Какова особенность финала пьесы? Что необычного вы заметили? (Автор нарушил замкнутость композиции пьесы и позволил своим героям (Рисположенскому и Подхалюзину) обратиться к читателю (зрительному залу), тем самым активизируя его внимание.)

Комедия отличается правдивостью изображения жизни, типичностью образов, яркостью бытовых картин. Драматург показал - и это было шагом вперед в истории драматического искусства, - как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги дают и власть, и силу, и почет - этому учит всех окружающих пример Большова. Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лицемерие. В этом обществе царствует закон: «человек человеку - волк». И издевательской иронией звучат слова Подхалюзина: «свои люди - сочтемся!» Пьеса о купце, попавшем в «яму», не свелась к изображению картин купеческого быта: она превратилась в обличение общественных отношений, основанных на имущественном неравенстве и жажде наживы, в сатиру на самодурство.

V. Работа с текстом

    1. Беседа.

Представьте гостиную в доме богатого купца Большова. Дочка его Олимпиада Самсоновна - Липочка - беседует со свахой Устиньей Наумовной о женихах.

Послушаем их беседу (чтение по ролям).

    - Как речь героини характеризует ее? (Островский - мастер речевой характеристики. Он наделяет своих персонажей речью, раскрывающей их психологию, взгляды на жизнь, идеалы. Липочка щеголяет иностранными словечками: «натурально», «формально», «видимый резон» и т. д., но часть искажает и употребляет не к месту. О женихе она говорит: «Чем не капидон?», о себе: «Так вот и рябит меланхолия в глазах». Но наряду с «благородными» словами Липочка говорит и «али», «пуще», «беспременно». Совсем «не по-деликатному» разговаривает она с маменькой: «Подите вы со своими советами!», «Что ж мне, потакать вашим глупостям!» Пустое и невежественное существо, Липочка убеждена, что она «гораздо других образованнее». Ее затаенная мечта - потанцевать с военным: «Ах, прелесть! Восхищение. И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками». Ее представление о счастье - выйти замуж «не за мужчину какого-нибудь», а за «благородного».)

Характеристика Липочки подтверждает слова Островского, сказанные Н. Я. Соловьеву: «У меня нет не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи». В «Банкроте» осмеиваются не отдельные лица, а уродливые общественные отношения и порожденные им характеры. Смешное в этой комедии, как и в реальной жизни, неотделимо от трагического.

- Какую из двух трактовок характера Липочки вы считаете более верной? Обоснуйте свое мнение текстом комедии: «Липочка - одна из самых больших удач в первой комедии Островского. (...) В своем пристрастии к танцам и французскому языку, в презрении к «необразованным родителям» и желании покорить «благородного» жениха Липочка выглядит поначалу безвредной дурочкой. Но в этой закатывающей глаза девице дремлет, как сказал бы Чехов, прожорливый крокодил. Липочка - барышня разбитная, и, хотя Подхалюзин танцевать не умеет и по-французски не может двух слов связать, она живо смекает свои выгоды. «Ведь мы не мещане какие-нибудь», - говорит Липочка, тем самым прекрасно обнажая свою мещанскую суть. Подхалюзину близки ее понятия и идеалы, и с чисто приказчичьей галантностью, он обещает ей и шляпку, «какую почудней», и потолки в доме, расписанные по моде «капидонами» и «пукетами». Зато попавшему в беду отцу не ждать от них снисхождения». (В. Я. Лакшин)

«Отворачиваясь с возмущением от глупости и невежества, Липочка тянется к уму и благородству. Причем в ее представлении истинное благородство вмещает в себя все, что нужно для жизни возвышенной и чистой, которая так не похожа на ее тягостное существование в родном доме. Вот как она искренне жалуется на свою судьбу: «Ах, если бы вы знали, Лазарь Елизарыч, какое мне житье здесь! У маменьки семь пятниц на неделе; тятенька как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет того и гляди. Каково это терпеть образованной барышне! Вот как бы я вышла за благородного, так я бы и уехала из дому и забыла бы обо всем этом». Казалось бы, в признании Липочки просматривается знакомый конфликт: натура тонкая и благородная погибает среди людей грубых и необразованных. Но вся пикантность этого разговора состоит в том, что Лазарь Елизарыч (...) и есть Подхалюзин. Тот самый «дурак необразованный», который каким-то образом сумел стать рядом с ней, дотянуться до ее образованности и благородства». (Л. П. Валагин)

2. Инсценирование или выразительное чтение сцен.

Следующие сцены читаем и комментируем поступки и слова героев:

- Д. I, явл. 10, 11 - Большов, Рисположенский, Подхалюзин;

    - Д. IV, явл. 3, 4 - Олимпиада Самсоновна, Подхалюзин, Устинья Наумовна, Аграфена Кондратьевна, Большов, Тишка.

VI. Сообщение «Комедия “Банкрот”» в оценке современников»

Передовые люди России высоко оценили комедию Островского. «...Для нашего времени... необходима сатира, только сатира умная, благородная, - записывает в свой дневник находящийся в Ново-Петровской крепости Т. Г. Шевченко. - Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди - сочтемся!» Островского и «Ревизор» Гоголя».

Иначе встретили это произведение правящие круги. Пьеса была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 г., но постановка ее и повторное издание были запрещены цензурным комитетом. На это решение царь наложил резолюцию: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано, играть же запретить». По распоряжению царя за Островским был установлен полицейский «присмотр».

Комедия была поставлена только после смерти Николая I в 1861 г., через двенадцать лет после ее написания, - сначала в Петербурге, потом в Москве. В московском спектакле были заняты выдающиеся актеры М. С. Щепкин, П. М. Садовский, В. И. Живокини. Шумная овация была устроена артистам и автору после окончания спектакля. Молодежь, встретившая Островского в артистическом подъезде, вынесла его на руках на улицу, без шубы, в двадцатиградусный мороз, намереваясь нести его так до дома. Благоразумие взяло верх: кто-то набросил на него шубу, его усадили в сани. Толпа из нескольких сотен человек сопровождала его до самого дома, пробудив весь Яузский квартал. Только через 20 лет, в 1881 г., пьеса была поставлена в неискаженном виде под руководством самого А. Н. Островского.

Домашнее задание

    1. После появления комедии «Свои люди - сочтемся!» в литературном мире за Островским утвердилась слава «Колумба Замоскворечья» или «Пржевальского внутренней Азии». Почему?

2. Ответить на вопросы:

    - Почему комедия из жизни купечества приобретает общечеловеческое звучание?

    - Отражает ли название комедии сущность ее основного конфликта?

- Какие нравственные проблемы подняты в комедии?

- Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии симпатии?

- Почему пьеса «Свои люди - сочтемся!» имела шумный успех?

    3. Читать драму «Гроза», подготовиться к беседе по предварительному анкетированию.

    4. Индивидуальное задание: Творческая история «Грозы». Смысл названия.