Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество Н. А. Некрасова
Биографическая и творческая справка о Н. А. Некрасове (1821-1878)
Цели: знакомство с биографией и творческим стилем поэта; обучение конспектированию.
Методические приемы: лекция учителя, комментирование.
Ход урока
I. Запись темы, эпиграфов и комментарии к ним
Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов... (Н. Г. Чернышевский)
Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный? (В. Г. Белинский) Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она - как песня русская! (В. Бохов)
Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова. (А. В. Луначарский)
II. Знакомство с творчеством Н. А. Некрасова. Слово учителя
«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть...». Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья - значит ненавидеть все, что ее позорит.
В 1821 г. в местечке Немирово (Украина) в семье отставного майора родился Н. А. Некрасов. Детские годы провел в селе Грешнево на берегу Волги, близ Ярославля. Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства,
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но ненависть в душе постыдно приставая,
Где иногда бывал помещиком и я...
Это стихотворение «Родина» (1846) звучит как исповедь, написанная, по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами, а кровью.
Это стихотворение, как и другие, отразившие события жизни Некрасова, не следует считать просто воспоминаниями: они раскрывают общее во многих человеческих судьбах. Но их автобиографическую точность и правдивость засвидетельствовали многие современники поэта.
Отец будущего поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные равно страдали от его жестокости, от его тяжелого характера.
В стихотворении «Родина» Некрасов нарисовал образ страдалицы-матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда»:
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,
Она была горда, упорна и прекрасна...
Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной. Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме «Мать» (1877):
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты -
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности. Учась в ярославской гимназии (1832-1837), он писал «сатиры» на одноклассников и лирические стихи.
Но отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 г. отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк.
Некрасов ослушался отца - подал документы в университет. За это непокорный сын был лишен материальной поддержки. «Восемь лет я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть... Уму непостижимо, сколько я работал!» - вспоминал поэт. Учиться ему уже не пришлось. Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу - мебель отсутствовала в его подвале - и все-таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.
В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца:
В нашей улице жизнь трудовая;
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!..
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
(«О погоде», 1859)
Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость - качества, которые и потом сказались в его трудной работе редактора передового журнала.
Огромная заслуга в формировании Некрасова-поэта принадлежит Белинскому. За год до знакомства с Белинским 19-летний поэт опубликовал первый сборник своих стихотворений - «Мечты и звуки» (1840). Некоторые журналы благожелательно отозвались о них. Но Белинский оценил «Мечты и звуки» иначе: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки...» Некрасов сумел подавить в себе обиду и понять справедливость слов критика. «Это был лучший урок», - вспоминал поэт.
В середине 40-х годов XIX в. под редакцией Некрасова выходят четыре альманаха, среди которых особенно интересны «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Здесь выступили писатели «натуральной школы» - Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов. Одно из своих стихотворений «В дороге» (1845) Некрасов прочитал Белинскому, у того засверкали глаза, он бросился к поэту, обнял его и воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?»
Что же поразило Белинского в этом стихотворении? Суровая правда, без всяких прикрас, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь. Мы слышим голос крестьянина-ямщика. И за его бесхитростными словами раскрывается глубокая трагедия живой загубленной души. Ямщик рассказывает о своей жене. По прихоти барина она воспитывалась вместе с его дочерью, получила образование. Но наследник старого барина воротил девушку в село - «знай-де место свое ты, мужичка!» - и отдал замуж за крепостного. Чувство жалости к жене слышится в словах ямщика, с иронией прерывает поэт рассказ ямщика.
В 1847-1866 гг. Некрасов возглавляет журнал «Современник»; журнал был под постоянной угрозой закрытия и держался благодаря мужеству и редакторской мудрости Некрасова. После смерти Белинского в 1848 г., в период «мрачного семилетия» в «Современник» пришел (1848-1855) Чернышевский. Некрасов сразу же увидел в молодом безвестном журналисте человека огромного ума и таланта. Чернышевский вместе с Некрасовым стал руководителем журнала. Вскоре к ним присоединился Добролюбов.
В начале 1862 г. правительство запрещает издание «Современника» на 8 месяцев, а в июле 1862 г. увозят в Петропавловскую крепость Чернышевского. Цензурный комитет неоднократно заявлял о вредном направлении органа революционной демократии, о «соблазнительном действии его на молодое поколение». Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны. Но с января 1868 г. поэт приступает к изданию нового журнала «Отечественные записки», который продолжил традиции «Современника».
В 1861 г. Некрасов пишет поэму «Крестьянские дети», где рассказывает о мечтах о лучшей доле народа.
В 1863 г. написана поэма «Мороз, Красный Нос» - о трагической стороне народной жизни. В этом же году Некрасов начинает работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», над которой работал до конца жизни, но так и не завершил. В начале 1876 г. Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни (рак), операция не помогла, и через два года его не стало.
Домашнее задание
1. Подготовить пересказ конспекта лекции, записанного в ходе урока.
2. Прочитать материалы учебника (с. 285- 291).
3. Подготовиться к выразительному чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по выбору учеников).