Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество Н. А. Некрасова
Душа народа русского

Цели: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.

Методические приемы: беседа; сообщения учеников, комментарии учителя.

Ход уроков

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока

Эпиграф:

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

      Н. А. Некрасов

План

1. Отношение русской революционной демократии к народу.

    2. Противоречивость, сложность и богатство духовного мира крестьянства.

II. Слово учителя

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную пору крестьянский вопрос.

Крестьянское движение в 1859-1861 гг. приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России, на которые распространялось действие Манифеста 19 февраля, было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа, так как он не был подготовлен к сознательным действиям.

Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 г. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.

    Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.

III. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Ответы учащихся 1-й группы

    - Как показано безудержное веселье?

    - Какие глаголы использованы?

(Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется

У праздника народ.)

Задание. Выразительно прочитать и постараться передать атмосферу широкого народного праздника.

Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»).

Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно» ...). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.

    - Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

    - Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство. (В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного, неприглядного и безобразного.

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам

Покуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные, ...

Дорога многолюдная

Что позже - безобразнее:

Все чаще попадаются ...)

    Вывод. Итак, сознание народное - сложное и противоречивое:

Народ суеверен

На баб нарядных глядючи,

Старообрядка злющая

Товарке говорит:

Быть голоду! быть голоду!

В семье деспотизм

Другая: «Врешь, в моем дому

Похуже твоего!

Мне старший зять ребро сломал!..»

Пьянству - пристрастие

Расхвастался Вавилушка,

И старому, и малому

Подарков насулил.

А пропился до грошика!

Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение. В них звучат несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:

Добра ты царска грамота,

Да не про нас написана...

IV. Анализ образа Якима Нагого

Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмарке рассказом о Якиме Нагом. (Учащиеся зачитывают соответствующие эпизоды.)

    - Кто такой Яким Нагой? (Яким Нагой представляет ту часть крестьянства, для которой характерно активное, протестующее начало. Он относится к поколению крестьян пореформенной России. Он выступает в поэме как народный защитник. Он говорит не об отдельных крестьянах, своих земляках или посетителях «ярмонки», а обо всем мире тружеников.

    Герой чувствует величие и правильно оценивает роль крестьянского труда в жизни страны. Яким уже не поддакивает барину, Павлуше Веретенникову. У него есть свое представление о сути крестьянской жизни, свое, крестьянское чувство чести и собственного достоинства:

Постой, башка порожняя!

Шальных вестей бессовестных

Про нас не разноси!..

    Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:

Работаешь один,

А чуть работа кончена

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

    В словах Якима о народной душе звучит грозное предостережение:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна, и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям...

    Таким образом, Яким Нагой - личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.)

V. Работа с текстом третьей части. Глава «Последыш». Ответы учащихся 2-й, 3-й групп

    1. Краткий пересказ текста.

    2. Беседа по тексту.

    - Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями. Докажите это текстом поэмы. (Картина коллективного труда, богатырство вахлаков:

Народу тьма...

...Проворных кос...

Размахи сенокосные...

... И пало, прошумев!)

    - Почему мужики согласились «выдать себя» за крепостных? (Крестьяне наивны, доверчивы и темны. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками, в возможность извлечь что-то для себя, сохранив отжившую систему отношений. В самом решении «помалчивать до смерти старика» много от прежней приниженности и покорности.)

    - Зачитайте эпизоды, где вахлаки безропотно и смиренно переносят всякий раз моральное унижение. (Народ - богатырь и труженик обрекает себя на добровольное рабство. И слово «вахлак» воспринимается как символ покорности, невежества. Их «шутка», «дурачество» обернулось бедой. Погиб Агап Петров, единственный в Вахлаках крестьянин, осмелившийся сказать правду в глаза Утятину. После смерти князя кончилась «ласка» барина и началась бесполезная судебная тяжба.)

Таким образом, главное в этой части - общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития крестьян различен. Каждый из них (и Влас, и Агап Петров, и Клим Лавин) высказывают свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Вахлачине.

По-иному расценивают сложившуюся в Вахлачине ситуацию Агап Петров. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Петров видит проявление мужицкой глупости и вступает в откровенный конфликт с Последышем:

Цыц! Ничкни!

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты!

Агап возмущен, он не желает терпеть моральное унижение, не желает участвовать в комедии вахлаков.

VI. Работа с текстом главы «Крестьянка». Ответы 4-й группы

    1. Беседа по вопросам домашнего задания.

Итак, осмыслив характер отношений между вахлацким ммиром и помещиком, переключим внимание на крестьянство корежского края.

    Задание. Рассказать, как жили корежские крестьяне.

    - Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян (в отношениях с помещиками)? (В отличие от вахлаков поведение корежских крестьян в истории с Шалашниковым и немцем Фогелем не покорность, не вера в возможность договориться с помещиком, а страстная жажда независимости. В своеобразном состязании с Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем. Грубая сила Шалашникова не смогла победить упорства мужиков. Жажда независимости, жгучее чувство ненависти к угнетателям, непокорность судьбе ведут корежских крестьян на путь борьбы, против немца Фогеля, которого они «живьем» в землю закопали.)

    - Кто такой Савелий?

    Слушаем сообщение ученика о Савелии.

    Задание. Найдите в тексте портрет Савелия.

    - Как понимает Савелий слово «терпит»? (Слово «терпит» в данном контексте ассоциируется с такими понятиями как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, выстоять, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство крестьянина.)

    - Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает ассоциация с былиной о Святогоре? (Глава называется «Савелий, богатырь святорусский». Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силен, и бессилен одновременно.)

- Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит?

(Эх вы, Аники - воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать!

    Звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу.)

    - Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну? (Терпение как покорность, смирение. Отчаяние, безысходность, обреченность, неверие в возможность изменить горькую судьбу крестьянина слышится в предсмертных словах героя.

    Так в образе Савелия обнажаются сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой - незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда - ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу.)

2. Сообщение ученика о Матрене Тимофеевне.

    Заключительные слова главы как бы подводят итог ее раздумьям:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!..

Слова эти заставляют почувствовать, как велика сила зреющего гнева и протеста. Матрена Тимофеевна - представительница новой эпохи и нового поколения корежцев, в ее душе растет протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

«Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица, Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Речь ее насыщена пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями, что свидетельствует о творческом складе ее души. Эта женщина не только сильная духом, но и одаренная, талантливая.

VII. Подведение итогов урока

Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

    - В чем увидел Некрасов сущность характера, миросозерцания народа?

    - Перечитать все части до «Пира на весь мир», выделить все эпизоды, в которых дается ответ на вопрос о счастье.

    - Что нового внесли поиски счастливого странниками-правдоискателями в спор о счастье, вспыхнувший в «Прологе»? (Письменный ответ).