Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество Н. А. Некрасова
Идейный смысл рассказов о грешниках
Цель: показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью, как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания.
Методические приемы: пересказ, анализ текста, комментарии учителя.
Эпиграф:
Не покорность тупая -
Дружная сила нужна.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Рассказать, как решается в поэме основной вопрос: кому живется весело... на Руси?
2. Рассказать, какие типы крестьян показаны в поэме, почему?
3. Как меняется понимание счастья и счастливого у крестьян-правдоискателей?
4. Проверка знания стихотворения «Русь» наизусть.
II. Работа по последней части «Пир на весь мир»
Итак, мы можем сказать, что реформа оставила «освобожденного крестьянина» в состоянии нищеты и бесправия. Вместе с тем она способствовала пробуждению народного самосознания. Некрасов убеждает читателя в том, что оно неуклонно растет. Образы «счастливых» и спор о счастье, встречи с помещиками приводят к мысли о необходимости коренных преобразований жизни, чтобы народное счастье стало возможно.
- Кратко пересказать главы: «Про холопа примерного - Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» и сделать вывод о том, что объединяет эти главы. (Эти легенды объединяет тема греха. Барин Поливанов так жесток в обращении со всеми, что довел до смерти даже «по- собачьи» преданного ему холопа Якова. Разбойник Кудеяр был «зверь-человек», проливший много «крови честных христиан». Староста Глеб «загубил» восемь тысяч душ крестьян. Каждый из главных героев этих рассказов совершил тяжкий грех.)
Н. А. Некрасов энергично возразил против запрещения цензором рассказа «Про холопа примерного - Якова верного» начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «...принес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу - поэма лишится смысла».
- Почему Некрасов придавал такое большое значение этому рассказу, ни за что не хотел «выкинуть» его из текста поэмы. (Все три рассказа связаны единой темой греха. Даже холоп от тяжелой жизни, унижений способен на протест.)
III. Анализ рассказов
«Про холопа примерного - Якова верного»
- Почему Некрасов называет Якова холопом «примерным и верным»?
- Почему возник и как разрешился конфликт между помещиком и крестьянином? (В рассказе крупным планом показаны два образа - господина Поливанова и его верного холопа Якова. Помещик «жаден», «скуп», «жесток».
В зубы холопа примерного
Якова верного,
Походя дул каблуком.
О Якове «верном», холопе помещика Поливанова, сказано так:
Люди холопского звания –
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Яков таким объявился из младости,
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать...
Перед нами добровольный холоп, крестьянин, рабски преданный своему господину, потерявший человеческое достоинство. Но даже и это существо не может вынести
обиды, причиненной ему Поливановым, - так жесток произвол помещика. Рисуя барина Поливанова и холопа Якова в его непосредственном столкновении, автор показывает, что существующий между помещиком и крестьянином конфликт невозможно решить «мирным» путем, по совести:
Как ни просил за племянника дядя,
Барин соперника в рекруты сбыл.
Читатель узнает, что крестьяне мстят барину, когда «задурил», «мертвую запил» холоп Яков:
...Неловко без Якова,
кто ни послужит - дурак, негодяй!
Злость - то давно накипела у всякого,
Благо есть случай: груби, вымещай!
Яков придумал страшную месть, жестокую: он кончил жизнь самоубийством на глазах у помещика. Протест Якова заставил помещика осознать свой грех:
Барин вернулся домой, причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!)
«О двух великих грешниках»
- Почему старец решил рассказать пану свою тайну? (В легенде идет речь о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, он раскаялся, и Бог к спасению путь ему указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,
Рек: «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его той же рукой!»
Он рассказал свою тайну в поучении грешнику.)
- О чем свидетельствует ответ пана? (Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь знатный пан обращается с таким поучением:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Слова эти вызывают «бешеный гнев» старца, и он убивает пана Глуховского.)
- Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок? (Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского.)
В этой легенде, как и в рассказе о Якове, вновь звучит тема жестокого издевательства над крестьянами. Но выход предлагается иной. Если Яков не хочет «руки марать убийством», то старец убивает пана Глуховского. И именно за убийство, расправу над тираном, притеснителем народа, он и получает прощение грехов:
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло.
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!
- В чем идейный смысл легенды? (Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи.)
«Крестьянские грехи»
- Кто герои рассказа? Чем отличается этот рассказ от первых рассказов? (Перед нами вновь те же герои - барин и крестьянин. Но, в отличие от первых двух рассказов, здесь барин совершил добрый поступок:
Из цепей-крепей на свободушку
Восемь тысяч душ отпускается!
А человек из народа - крестьянский староста Глеб - предал своих земляков, «загубил» восемь тысяч душ крестьян. После смерти адмирала дальний родственник его:
...Все повыведал, насудил ему
Горы золота, выдал вольную...
Глеб - он жаден был - соблазняется:
Завещание сжигается!
Вновь звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя, но ставит она уже проблему крестьянского греха. Староста Глеб из-за жадности, ради собственной выгоды обрек своих земляков на муки рабства, стал виновником народного горя.)
Грех предательства народных интересов в самой крестьянской среде оказывается самым великим грехом. Не добиться «свободушки», а «вечно маяться» народу, пока будут в его среде предатели и терпеливое к ним отношение:
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
IV. Подведение итогов урока
Все три рассказа объединяет одна общая проблема: как сбросить цепи рабства и угнетения?
Некрасов обращается к христианской религии. Так как для крестьян - «Божий суд» - это проявление высшей нравственной справедливости. С точки зрения «Божьего суда» пан является большим грешником, чем Кудеяр, и расправа с ним дает искупление всех грехов. Так утверждается в поэме святость борьбы с угнетателями. Вот почему рассказ на самую острую тему современности ведет «Смиренный богомол» Ионушка. Вот почему мы встречаем в легенде обилие слов из религиозного обихода: Господь, грешник, божий промысел, инок, угодник, упоминание Соловецкого монастыря, отца Питирима. Некрасов приписывает христианской этике совсем другие черты, нежели официальная церковь. Он не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенным.
Итак, уяснив внутреннее единство трех рассказов, мы видим в центре поэмы проблему эпохи - вопрос о путях выхода крестьянской жизни к свободе и счастью.
Домашнее задание
1. Перечитать песню «Доля народа», «Средь мира дольного».
2. Подготовиться к проверочной работе (по усмотрению учителя).
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Кто такой Гриша Добросклонов?»