Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество Н. А. Некрасова
Сочинение по поэме Кому на Руси жить хорошо
Цели: проверка степени понимания поэмы; совершенствование навыков написания классного сочинения.
Методические приемы: составление плана, обсуждение, комментарии учителя, самостоятельная работа.
Ход уроков
I. Выбор и обсуждение темы
1. «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
2. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
4. Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
5. Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
II. Составление плана сочинения
Пример развернутого плана сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
1. Н. А. Некрасов - певец народа.
2. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, в названиях деревень, губерний, в пейзаже).
б) Народное понятие счастья:
- счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;
- Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;
- сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;
- Савелий - богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.
в) Две возможные дороги к счастью:
- дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;
- другая - тесная, дорога «честная» - это путь славного заступника, борца за народное счастье.
3. «Рать подымается - неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата - человека, только тот себя переживет».
Пояснение для учителя. Произведения Некрасова - это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.
До Некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою, горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».
III. Написание сочинения
Уроки 66-67. Контрольная работа по I полугодию