Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику В.И. Коровина Русская литература XIX века 10 класс
Просвещение в Европе и России
Об эпохе Просвещения
В историю европейской культуры XVIII в. вошел как эпоха Просвещения, или Век Разума. Это был век великих открытий и великих заблуждений.
Огромное значение человек придавал знаниям, верил в возможность объяснения мира, устройства его по разумным, справедливым законам. Идея Бога выступала в просветительском сознании как символ нравственности, высшего Добра.
Увлеченная наукой мысль просветителей представляла мир в виде механизма, кем-то созданного, запущенного, но теперь работающего независимо от воли Создателя. Человек вправе познавать законы этого механического движения. Открывая их для себя, он обнаруживает красоту и сложность мира.
Писатели-просветители сознавали, насколько несовершенно общество и порочен человек. Человека надо просвещать, воспитывать. В воспитании и нравственном совершенствовании каждого видели средство исправить целое - само общество.
Европейское Просвещение связано с именами Руссо, Дидро, Лессинга, Свифта, Локка.
Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко раскрыли и то, как сегодня живет человек, обманывая и обманываясь. Воспитание естественного человека представлено в трактатах Руссо и в его романах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа.
Основной литературный жанр эпохи Просвещения - роман.
Условно-исторические рамки эпохи Просвещения - 1689-1789 гг. В 1689 г. свершилась английская революция, в 1789 г. - французская. Французская революция воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства. Вскоре, однако, обнаружилось несовпадение этих идеалов с реальностью общественной жизни.
И. В. Гете своей великой трагедией «Фауст» (окончена в 1832 г.) подвел итог Просвещению, оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим вызванными к жизни могучими силами.
Началом русского Просвещения стала переведенная в 1757 г. по настоянию М.В. Ломоносова дидактическая поэма «Опыт о человеке» А. Попа (1734). Россия вступила в круг современной европейской образованности, учась у нее и обретая свою самостоятельность. Молодая и стремительная в своем развитии культура России стала частью европейской культуры.
(По книге: «Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от «А» до «Я» / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. М.: Педагогика-пресс, 2001.)