Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику В.И. Коровина Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Г. Р. Державина
Оды Г. Р. Державина. Снигирь

Цели: показать особенности языка поэта; закрепить понятия о жанре оды; развивать понятия об аллегории и олицетворении.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ поэтического текста, сопоставление поэтических произведений разных авторов, реализация межпредметных связей.

Оборудование: распечатка стихотворения И. А. Бродского «На смерть Жукова» (по числу учеников).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

    - Расскажите о Г. Р. Державине как о человеке XVIII в., человеке эпохи Просвещения.

    - Какого литературного героя напоминает образ Державина? (Вспомним о Стародуме.)

II. Работа со стихотворением Г. Р. Державина «Снигирь»

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Анализ стихотворения.

Предлагается обсудить следующие вопросы:

- Как объяснить название стихотворения?

- Почему свое стихотворение Державин назвал одой?

    - Какими художественными средствами создается образ Суворова?

Державин воссоздает образ Суворова и подчеркивает черты личности, которые присущи полководцу: это «вождь», «богатырь», «муж столь славен». По существу, большая часть стихотворения - это характеристика Суворова тем или иным способом. Державин использует эпитеты: «сильный... храбрый, быстрый»; метафоры: «северны громы», «львиного сердца, крыльев орлиных»; глаголы и их формы: «пылая», «закаляя», «побеждать»; развернутые описания прижизненных черт полководца: неутомимости, неприхотливости, аскетизма («Ездить на кляче, есть сухари; / В стуже и в зное меч закаляя, / Спать на соломе, бдеть до зари»); воинской доблести, полководческого таланта, мужества («Тысячи воинств, стен и затворов / С горстью россиян все побеждать», «Быть везде первым в мужестве строгом»), преданности долгу, государству («Доблестей быв страдалец единых, / Жить для царей, себя изнурять»).

Ода - жанр лирики, главным образом прославляющий великие события или великих людей, пронизанный патетическим пафосом. Во времена Петра I торжественная ода была главенствующим жанром в России. Классическими считаются оды М. В. Ломоносова. Ода - «высокий» жанр. Г. Р. Державин коренным образом переработал его, сохранив «высоту» жанра. Герой оды - славный полководец Суворов. Наряду с обилием возвышенной лексики в его описании встречаются простонародные, порой «низкие» слова: «кляча», «сухари», «солома». Такая лексика никак не принижает образ Суворова, а реалистически отражает его аскетический военный быт. Мало того, Державин назвал свою оду совсем не торжественно. Это придает стихотворению пронзительный лиризм, душевность, позволяет почувствовать искренность горя лирического героя, позволяет понять, что большое и малое всегда рядом, что нет ни «высокого», ни «низкого», а есть жизнь во всех своих проявлениях и есть смерть, которая забирает лучших, первых, мужественных людей.

Каждая строфа оды состоит из шести строк. Необычность рифмовки в том, что в первых четырех строках - перекрестная рифма, а две последние строки каждой строфы перекрестно рифмуются с двумя последними строками следующей. Таким образом, стихотворение словно туго стянуто своеобразной рифмовкой.

III. Сопоставительная характеристика стихотворений Г. Р. Державина «Снигирь» и И. А. Бродского «На смерть Жукова»

1. Выразительное чтение стихотворения Бродского «На смерть Жукова».

Вижу колонны замерших внуков,

гроб на лафете, лошади круп.

Ветер сюда не доносит мне звуков

русских военных плачущих труб.

Вижу в регалии убранный труп:

в смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин, пред коим многие пали

стены, хоть меч был вражьих тупей,

блеском маневра о Ганнибале

напоминавший средь волжских степей.

Кончивший дни свои глухо, в опале,

как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской

в землю чужую! Что ж, горевал?

Вспомнил ли их, умирающий в штатской

белой кровати? Полный провал.

Что он ответит, встретившись в адской

области с ними? «Я воевал».

К правому делу Жуков десницы

больше уже не приложит в бою.

Спи! У истории русской страницы

хватит для тех, кто в пехотном строю

смело входили в чужие столицы,

но возвращались в страхе в свою.

Маршал! поглотит алчная Лета

эти слова и твои прахоря.

Все же, прими их - жалкая лепта

родину спасшему, вслух говоря.

Бей, барабан, и, военная флейта,

громко свисти на манер снегиря.

      1974

2. Беседа по вопросам.

    - Какие общие черты вы видите в произведениях Державина и Бродского в жанре, в лексике, в интонации, в использовании художественных средств?

Оба произведения можно считать торжественными одами. Стихотворение Бродского, несомненно, продолжает державинские традиции. Во-первых, это оды-эпитафии. Эпитафия (от греч. epitaphios - «надгробный») - надгробная надпись, часто стихотворная. Это очень древний жанр, претерпевший за свою многовековую историю (начиная с Древней Греции) значительные изменения. Отличительные черты эпитафии - обращение к умершему от имени живых (бывает и обращение к живым от лица покойного), в котором кратко перечисляются его заслуги и достоинства, его судьба.

Оба стихотворения написаны на смерть великих полководцев. Советский маршал Жуков, как и генералиссимус Суворов, - легендарная, исключительная личность, народный герой. Так их осознает людская память.

Стиль стихотворения Бродского созвучен стилю державинской оды. Как «военная флейта» в этом стихотворении, оно само звучит «на манер снегиря» («Снегирь»).

Сходно построение произведений: строфа каждого из них включает шесть строк. В первых четырех строках каждой строфы обоих произведений рифма кольцевая.

Сходна лексика, переплетение «высокой» и «низкой» лексики. Об этой черте стихотворения Державина см. выше. У Бродского - преобладание «высокой» лексики: «регалии», «воин», античные образы (Ганнибал, Велизарий, Помпей, «алчная Лета»), «правое дело», «десница», «лепта», «родина», - которая сочетается с отдельными разговорными выражениями: «полный провал», «прахоря».

Заметно прямое и косвенное сходство лексики, образов:

У Державина

У Бродского

Пылая

Пламенный

Военну

Военных

Томный вой лир

Плачущих труб

Флейта

Флейта

Снигирь

Снегирь

Образ снегиря, завершающий стихотворение Бродского, прямо указывает на преемственность традиций Державина.

    - В чем проявляется новаторство Бродского в развитии традиций Державина?

Бродский не обозначил жанр своего стихотворения, но оно прямо перекликается с одой Державина. В отличие от лирического названия «Снегирь», не раскрывающего несведущему человеку содержания стихотворения, название «На смерть Жукова» прямо указывает на принадлежность произведения к жанру эпитафии и называет героя стихотворения.

В стихотворении Бродского пять строф (у Державина - четыре). Различается рисунок рифмовки (последние две строки каждой строфы у Бродского рифмуются с предыдущими четырьмя то параллельной, то кольцевой рифмой).

Если у Державина признание заслуг, высоких человеческих качеств Суворова безусловно, то личность Жукова изображена Бродским не столь однозначно. Сомнения в правильности поступков противоречивой личности советского маршала, добивавшегося «победы любой ценой» («Сколько он пролил крови солдатской / В землю чужую! Что ж, горевал?»), снимаются словами о главной и безусловной заслуге маршала, «родину спасшего».

Дополнительный материал

Слава к Державину пришла лишь в 1783 г., после появления обращенной к Екатерине II «Оды к Фелице» (лат. - «счастье»).

Ода «Фелица» обращена к Екатерине II. Эта ода прославляла царицу, но не прямо, а косвенно: через обращение к литературному персонажу и через противопоставление ее развращенным «мурзам».

Державин соединил в своей «Оде к Фелице» два различных стихотворных вида и создал небывалое до того произведение - оду-сатиру. Взамен отвлеченно-условного и одического «певца» возникает живая личность автора, наделенная автобиографическими чертами. Все это стало подлинным литературным переворотом. Под пером Державина высокая одическая поэзия приближалась к жизни, делалась проще.

20 мая 1783 г. ода внезапно появляется на страницах первой книжки «Собеседника любителей российского слова». Вскоре Державин получает посылку с золотой табакеркой, осыпанной бриллиантами, и запиской: «Из Оренбурга от киргизской царевны мурзе Державину». В табакерке 500 червонцев.

Внимание Екатерины было для Державина как лестным, так и опасным. Появились завистники. Поэта обвиняли, что он восхваляет императрицу из корыстных побуждений, тем более что в глазах людей, хорошо ее знавших, Екатерина образцом добродетели не являлась. Позже поэт сам обнаружит это, став ее статс-секретарем. Пока же он пытается объяснить свое восхищение Екатериной. Державин пишет в 1783-1784 гг. удивительное стихотворение «Видение мурзы», начало которого просто захватывает своим лирическим напряжением:

На темно-голубом эфире

Златая плавала луна;

В серебряной своей порфире

Блистаючи с высот, она

Сквозь окна дом мой освещала

И палевым своим лучом

Златые стекла рисовала

На лаковом полу моем...

Екатерина, польщенная одой Державина, вернула его на службу. Он достиг высших государственных должностей - сенатора, государственного казначея, министра юстиции. В служебной деятельности поэта наряду со взлетами много и стремительных падений. Так, например, он был отстранен от поста губернатора и предан суду. Императрица, назначив было поэта своим личным секретарем, вскоре его уволила.

Павел I подверг Державина опале, а Александр I в 1803 г. окончательно отстранил его от государственных дел.

Смело выступал против злоупотреблений и беззакония Державин и в своих стихах. «Долг поэта в мир правду вещать», - заявлял он. Убедившись во время личного общения с Екатериной, что созданный в «Оде к Фелице» образ царицы идеализирован, он отказался писать ей хвалебные стихи. В замечательной сатирической оде «Вельможа» поэт высмеивает гордящуюся только гербами предков «позлащенную грязь»:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

Столь же резко и стихотворение «Властителям и судиям», где поэт призывает небесные громы разразиться над головами «земных богов» - не только князей и вельмож, но и самих царей. В стихах Державина нашли яркое отражение героика его времени, блестящие победы русского оружия. В человеке он больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига.