Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Приложения
Тесты по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского (Бесприданница, Гроза), И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова

Тест 1. Теория литературы

    Вариант I

1. Назовите воинское звание каждого персонажа; расставьте персонажей в порядке возрастания чина:

    а) Печорин;

    б) Максим Максимыч;

    в) Вулич;

    г) Грушницкий;

    д) Василий Петрович С***.

2. К какой из повестей «Героя нашего времени» относится каждый «тезисный» пересказ? Обоснуйте кратко свой выбор.

    а) осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья;

    б) гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков;

    в) уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.

3. Какова хронологическая последовательность повестей в романе? Почему в романе хронологическая точность повествования утрачивает значение?

4. Приведите доказательства того, что роман «Герой нашего времени» является реалистическим.

5. Строчка из повести «Бэла» - «Я ехал на перекладных из Тифлиса...» - является представлением рассказчика и будущего издателя «Журнала Печорина»?

    а) Что известно читателю об этом персонаже романа?

    б) При помощи каких художественных приемов автор выразил его позицию в романе?

6. Сравните отрывки из романа.

    а) Кому из персонажей принадлежат эти высказывания?

    - Вуличу и Печорину;

- Печорину и Максиму Максимычу;

    - Грушницкому и Печорину.

    б) Назовите художественный прием, который использовал Лермонтов для описания этих героев.

7. Какова роль женских образов в романе «Герой нашего времени»? Сопоставьте образы Бэлы и княжны Мери: чем близки и чем они отличаются друг от друга?

8. Первоначально Лермонтов назвал свой роман «Один из героев начала века». Почему он отказался от этого названия? В чем принципиальная разница в названиях, первоначальном и окончательном?

Вариант II

1. Какой из вопросов содержит логическую ошибку?

    а) Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?

    б) Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе?

    в) На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин?

2. В чем сходства и различия героев романа, сопоставьте образы:

    а) Печорина и Грушницкого;

    б) Печорина и Казбича.

3. В чем заключается своеобразие композиции романа «Герой нашего времени»? Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»?

4. Приведите доказательства того, что роман «Герой нашего времени» является романтическим.

5. Во взаимоотношениях с какими героями у Печорина проявляется «дух эксперимента»?

    а) с Грушницким;

    б) контрабандистами;

    в) Верой;

    г) Мери.

6. Сравните отрывки из дневника Печорина и из стихотворений Лермонтова.

    а) Какие мотивы лирики Лермонтова нашли отражение в романе?

    б) Какова роль лирического компонента в романной структуре?

7. Как изображена в романе «могучая и великолепная стихия Кавказа»? Каким образом автор сблизил своего героя с этой стихией? Какие сходства между двумя лермонтовскими героями - Печориным и Мцыри - вы заметили?

8. С какой целью Лермонтов в своем романе не отделят Печорина- рассказчика от Печорина-героя?

Тест 2. Поэма «Мертвые души»

    1. Как бы вы определили, кто такой Чичиков?

    а) умный делец-предприниматель;

    б) мошенник;

    в) особый тип русского человека.

    2. Определите смысл заглавия поэмы:

    а) по «ревизским сказкам» существовали «мертвые души», за которые надо было платить, как за живых;

    б) души героев-помещиков давно омертвели;

    в) живая душа русского народа оказалась в плену у казенной мертвой формы, антигуманных законов.

3. С какой целью Гоголь ввел одинаковую для всех помещиков систему описания?

    а) для удобства читателей;

    б) выделить черты каждого помещика;

    в) показать, что при всем различии во внешности у них одна сущность.

    4. По какому принципу построена композиция поэмы?

    а) по принципу «нисходящего» развития образов помещиков;

    б) по трем кругам: помещики, чиновники, Чичиков;

    в) по принципу чередования сюжетных и внесюжетных элементов.

5. С какой целью Гоголь ввел в поэму второстепенных и эпизодических персонажей?

    а) создать собирательный и конкретный образ русского народа;

    б) подчеркнуть типичность главных героев;

    в) в) представить разнообразие русских характеров.

    6. Вставьте пропущенные слова:

    а) «Кулак, кулак! - подумал про себя Чичиков, торгуясь с ..., - да еще и бестия в придачу!»;

    б) «казенные крестьяне сельца... соединившись с таковыми же крестьянами сельца Боровки, Задирайлово-тож, снесли с лица земли будто бы земскую полицию в лице заседателя»;

    в) «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у ... народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета».

    7. Узнайте героя поэмы по описанию:

    а) «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его»;

    б) «Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся...»;

    в) «Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

8. Почему в поэме «Мертвые души» практически отсутствует любовная линия? Какова роль женских образов в поэме?

9. Назовите основные темы и характер лирических отступлений в поэме «Мертвые души».

Тест 3. Пьеса «Бесприданница»

1. Узнайте персонажей пьесы по толкованию имен:

    а) любезная, прелестная, «способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;

    б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;

    в) упрямый коротышка, недоросток.

2. Узнайте персонажей пьесы по описанию:

    а) он учится русскому языку у бурлаков, а французскому - у английского лорда;

    б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» - лакея (вспомните, как он выглядит и где можно найти его портрет);

    в) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.

3. Ответьте на вопросы, используя текст пьесы.

    а) По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?

    б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?

    в) Чем отличается «Ласточка» от «Самолета»?

    г) Почему утренняя чашка чая Вожеватова в 21,67 раза дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?

4. Какой персонаж цитирует Гамлета: «... башмаков еще не износила... О женщины! ...Ничтожество вас имя!»:

    а) Карандышев;

    б) Кнуров;

    в) Паратов;

    г) Вожеватов.

5. Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для нее минуты?

6. Какое приданое было у невесты Паратова?

    а) нефтяные шахты;

    б) золотые прииски;

    в) крупное пароходство;

    г) она была бесприданницей.

7. Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой» в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?

8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду ее автор?

9. Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:

    а) «Старшую увез какой-то ..., ... князек»;

    б) «И возит на этом ... Ларису Дмитриевну; сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет»;

    в) «Человек с большими ... и малыми способностями»;

    г) «На свете нет ничего невозможного, говорят...».

10. Почему пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» нельзя отнести к жанру трагедии, хотя главная героиня пьесы погибает?

11. Можно ли назвать выстрел Карандышева спасительным для Ларисы? Если да, то от чего он ее спас?

12. Литературовед Л. М. Лотман отметил, что Островский в «Бесприданнице» главным образом рассмотрел «проблемы современной любви в ее сложных взаимодействиях с материальными интересами, поработившими людей».

    а) Можно ли считать «проблемы современной любви...» основными в пьесе?

    б) Назовите характер проблем, помимо основной, поднятых автором в произведении.

Тест 4. Пьеса «Гроза»

Вариант I

1. С какой целью автор начинает и заканчивает действие пьесы на берегу Волги?

    а) Волга играет существенную роль в сюжете пьесы;

    б) для создания композиционного контраста между ширью жизни природы и узостью жизни обывателя;

    в) Волга в пьесе - символ свободы.

2. Какова роль объемной экспозиции в пьесе?

    а) знакомство с местом и обстоятельствами действия;

    б) знакомство с героями;

    в) знакомство с положительным героем - Кулигиным.

3. Определите кульминацию пьесы?

    а) решение Катерины взять ключ;

    б) публичное покаяние Катерины;

    в) финальный монолог Катерины и ее решение броситься в Волгу.

    4. Какова основа власти самодуров в пьесе «Гроза»?

    а) материальная и моральная от них зависимость людей;

    б) действующее российское законодательство;

    в) сложившиеся вековые традиции.

    5. С какой целью в пьесу введен эпизодический образ странницы?

    а) развитие сюжета;

    б) усиление комизма;

    в) подчеркнуть невежество героев пьесы.

    6. Кого боится Дикой?

    а) того, кто физически сильнее его;

    б) того, от кого он материально зависим;

    в) высшего по общественному положению.

    7. Определите героя пьесы по цитатам:

    а) «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»;

    б) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив»;

    в) «Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».

    8. Вставьте пропущенные слова:

    а) «Да как знаю я теперича, что недели две никакой ... надо мной не будет»;

б) «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ... в этом столбе летают и поют»;

    в) «Я понимаю, что все это наше ..., а все-таки не привыкну никак».

9. Определите какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:

    а) «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать»;

    б) «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!»;

    в) «Мне только проститься с ним, а там... а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный покор!»

10. Какие традиции романтизма использовал А. Н. Островский при создании образа Катерины?

Вариант II

1. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А. Н. Островского «Гроза»?

    а) помещичье-дворянской;

    б) купеческой;

    в) аристократической;

    г) народной.

    2. Определите завязку конфликта пьесы:

    а) разговор Кулигина и Бориса;

    б) диалог Катерины и Кабанихи;

    в) диалог Катерины и Варвары.

3. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?

    а) непросвещенные;

    б) дикие;

    в) жестокие.

    4. Какую роль играет в пьесе образ грозы?

    а) просто природное явление;

    б) подталкивает Катерину на исповедь;

    в) символ божьего возмездия за грехи.

    5. С какой целью в пьесу введен образ Дикого?

    а) показать еще один тип самодура;

    б) для развития сюжета;

    в) нет определенной причины.

    6. Кого боится Кабаниха?

    а) Бога;

    б) перемен в жизни;

    в) никого и ничего.

    7. Определите героя пьесы по цитатам:

    а) «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!»;

    б) «... матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была, и представить страшно»;

    в) «Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется».

    8. Вставьте пропущенные слова:

    а) «Ты только одна во всем городе умеешь меня...»;

    б) «Вот, братец ты мой, ... лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»;

    в) «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а ...».

9. Определите, какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:

    а) «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»;

    б) «А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю»;

    в) «Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».

10. Какие мотивы и образы русского фольклорного жанра вы заметили в пьесе? Каким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?

Тест 5. Роман «Обломов»

Вариант I

1. Узнайте персонажа по описанию:

1) «Ему уже за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу»:

    а) Обломов;

    б) Тарантьев;

    в) Пенкин;

    г) Штольц.

2) «И лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете»:

    а) Мария Михайловна;

    б) Ольга Сергеевна;

    в) Авдотья Матвеевна;

    г) нет правильного ответа.

3) «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки <...> сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе... Он весел, напевает...»:

    а) Штольц;

б) Обломов;

    в) Тарантьев;

    г) Волков.

4) «Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, с Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу как свое имение»:

    а) Штольц;

    б) Обломов;

    в) Волков;

    г) Судьбинский.

5) «И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя...»:

    а) Иван Герасимович;

    б) Илья Ильич;

    в) Иван Матвеевич;

    г) Андрей Иванович.

2. Вставьте пропущенное слово:

«Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано: вышло...»:

    а) Ольга;

    б) обломовщина;

    в) справедливость;

    г) нет правильного ответа.

3. Каково происхождение и чин Обломова?

    а) дворянин;

    б) мещанин;

    в) купец;

    1) коллежский секретарь;

    2) цензор;

    3) чиновник канцелярии.

4. Что считал Обломов синонимом слова «труд»?

    а) уважение;

    б) сказка;

    в) покой.

5. Назовите черты главного героя романа, особенно выделенные автором.

6. Сопоставьте образ жизни героя в Обломовке с петербургской жизнью. Назовите сходства и различия.

7. Л. М. Лотман писал: «У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой - достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию... Существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным».

    а) Докажите, что «существование без труда и борьбы кажется» Штольцу «неинтересным».

    б) Какие еще побудительные мотивы Штольца к действию вы бы отметили?

Вариант II

1. Узнайте персонажа по описанию:

    1) «Пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой ... с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало ба на три бороды»:

    а) Илья Ильич;

    б) Тарантьев;

    в) Захар.

    2) «Вошел молодой человек лет 25, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него»:

    а) Волков;

    б) Штольц;

    в) Панкин.

    3) «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту...»:

    а) Акулина;

    б) Ольга;

    в) Агафья;

    г) нет правильного ответа.

    4) «... Она без чувств. Г олова у ней склонилась на сторону, из-за посиневших губ видны были зубы <...> (она) побледнела и не слыхала заключения его фразы»:

    а) Акулина;

    б) Ольга;

    в) Агафья;

    г) нет правильного ответа.

5) «Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью, ото лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по комку снега»:

    а) Тарантьев;

    б) Мухояров;

    в) Судьбинский;

    г) Захар.

2. Вставьте пропущенное слово: «... Он (Штольц) не предвидел, что он вносит...» (в жизнь Обломова):

    а) свет;

    б) лампу;

    в) фейерверк;

    г) свечку.

3. Глаза И. И. Обломова были:

    а) светло-голубые;

    б) темно-серые;

    в) темно-карие.

4. В какой город Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу?

    а) в Архангельск;

    б) Астрахань;

    в) Арзамас.

5. Перечислите эпизоды, в которых присутствует комическое описание лежания на диване главного героя.

6. Что автор противопоставил «обломовской лени»? Есть ли среди всего противопоставленного что-то достойное, чтобы прекратить лежание на диване?

7. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» (А. П. Чехов).

    а) В чем вы можете согласиться с А. П. Чеховым, а в чем нет?

    б) Каково ваше мнение о Штольце?

Тест 6. Роман «Отцы и дети»

Вариант I

1. И. С. Тургенев написал:

    а) «Записки врача»;

    б) «Записки на манжетах»;

    в) «Записки охотника»;

    г) «Записки из Мертвого дома».

2. Как зовут родителей Е. Базарова?

3. Основой конфликта романа «Отцы и дети» являются:

    а) ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым;

    б) конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым;

    в) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов;

    г) борьба между либеральными монархистами и народом.

4. Узнайте персонажей романа по следующим характеристикам:

    1) представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень;

    2) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и, к сожалению, об уходящем прошлом, эстет;

    3) бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства»;

    4) натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист:

    а) Евгений Базаров;

    б) Аркадий Кирсанов;

    в) Павел Петрович;

    г) Николай Петрович.

    5. Критическую статью «Базаров» написал:

    а) И. С. Тургенев;

    б) В. Г. Белинский;

    в) А. И. Герцен;

    г) Д. И. Писарев.

6. Какой слой русского общества Е. Базаров считал перспективным?

    а) крестьянство;

    б) дворянскую аристократию;

    в) русское патриархальное дворянство;

    г) интеллигенцию.

    7. Узнайте героя романа по портретному описанию:

    «Длинное и худое [лицо], с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

    8. Что особенно было чуждо Тургеневу в своем герое?

    а) непонимание роли народа в освободительном движении;

    б) нигилистическое отношение к культурному наследию России;

    в) преувеличение роли интеллигенции в освободительном движении;

    г) отрыв от какой-либо практической деятельности.

9. Вставьте пропущенные слова:

    а) «Единственным свидетелем дуэли Базарова и Павла Петровича был...»;

    б) «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в ... театр»;

    в) «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными... ногтями».

10. И. С. Тургенев писал: «На его долю не пришлось, как на долю Онегина и Печорина, эпохи идеализации, сочувственного превознесения».

    а) Почему Базаров был отрицательно принят прогрессивным журналом «Современник», либеральными и демократическими кругами?

    б) Есть ли в Базарове черты, достойные подражания для молодого поколения того времени?

Вариант II

1. Как зовут родителей И. С. Тургенева?

2. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

    а) А. И. Герцену;

    б) В. Г. Белинскому;

    в) Н. А. Некрасову;

    г) другому лицу.

3. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

    а) об отношении к дворянскому культурному наследию;

    б) об искусстве, науке;

    в) о системе поведения человека, о нравственных принципах;

    г) о положении рабочего класса;

    д) об общественном долге, о воспитании.

4. И. С. Тургенев дал общую оценку политического содержания своего романа «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против ...» Закончите предложение:

    а) пролетариата как передового класса;

    б) дворянства как передового класса;

    в) крестьянства как передового класса;

    г) демократов как передового класса.

5. Вспомните, кому из персонажей романа принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания... от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»:

    а) Аркадий Кирсанов;

    б) Н. П. Кирсанов;

    в) Е. В. Базаров;

    г) П. П. Кирсанов.

6. Кого из персонажей романа «Отцы и дети» вы могли бы назвать «маленьким человеком»?

    а) В. И. Базаров;

    б) Н. П. Кирсанов;

    в) А. Н. Кирсанов;

    г) другой персонаж романа.

7. Узнайте героя романа по портретному описанию:

«На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».

8. Распределите персонажей романа соответственно их социальному положению:

    а) «Эмансипе»;

    б) Русский аристократ;

    в) Полковой лекарь;

    г) Студент-барич.

    д) Студент-демократ

    1) Е. Базаров;

    2) Кукшина;

    3) В.И. Базаров;

    4) А. Н. Кирсанов;

    5) П. П. Кирсанов.

9. Вставьте пропущенные слова:

    а) «Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещенная ярким светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова...»;

    б) «Речь зашла об одном из соседских помещиков. Дрянь ..., - равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге»;

    в) действие романа происходило в ... году.

10. И. С. Тургенев писал: «Штука была бы неважная представить его (Базарова)- идеалом; а сделать его волком и все-таки оправдать его - это было трудно...»

    а) Чего не хватило Базарову, чтобы быть идеалов?

    б) Удалось ли автору оправдать своего героя? Если да, то в чем?

Тест 7. Творчество Н. А. Некрасова

Вариант I

1. Соотнесите стихотворения Н. А. Некрасова с темами его творчества:

    а) «В дороге», «Родина»;

    б) «Несжатая полоса»;

    в) «Вчерашний день, часу в шестом»;

    г) «Я не люблю иронии твоей»;

    д) «Размышления у парадного подъезда»;

    1) любовная лирика;

    2) образ Музы;

    3) гражданская лирика;

    4) тема Родины;

    5) крестьянская тема.

2. В перечислении названий стихотворений допущена ошибка. Найдите ее:

    а) «Памяти Добролюбова»;

    б) «Смерть поэта»;

    в) «На смерть Шевченко»;

    г) «Белинский В. Г.».

    3. Главные герои какой поэмы Некрасова гибнут?

    а) «Кому на Руси жить хорошо»;

    б) «Дедушка»;

    в) «Коробейники»;

    г) «Мороз, Красный нос».

    4. Поэмы, в которых герои путешествуют от селения к селению:

    а) «Русские женщины»;

    б) «Кому на Руси жить хорошо»;

    в) «Коробейники»;

    г) «Мороз, Красный нос».

5. Поэма, в которой героиня из всех подарков возлюбленного принимает только перстень бирюзовый как символ девичьей любви:

    а) «Русские женщины»;

    б) «Кому на Руси жить хорошо»;

    в) «Дедушка»;

    г) «Коробейники»;

    д) «Мороз, Красный нос».

6. Узнайте персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по описанию:

    а) «Осанистая женщина

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие...»

б) «С большущей гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал...»

7. Вставьте пропущенные слова:

    а)

«Семь временно-обязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

волости,

Из смежных деревень»

(«Пролог»)

    б)

«Пиши: В деревне Босове

живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!»

(«Пьяная ночь»)

8. По словам литературоведа А. И. Груздева, «с первых строк поэмы Некрасов вводит читателя в суть событий, выдвигает ее главную проблему...»

    а) Какова главная проблема произведения?

    б) Можем ли мы сформулировать основную проблему поэмы, прочитав первые строки?

9. Один из эпизодов поэмы в переводе с китайского языка звучит так:

«И русские крепко спят,

Но еще не зажженная искра

Таится в их сердцах.

Они проснутся без призыва,

Сами пойдут вперед...»

    а) Найдите соответствующий эпизод в тексте поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

    б) Изменился ли смысл, заложенный Некрасовым за счет перевода?

Вариант II

1. Соотнесите стихотворения Н. А. Некрасова с жанром лирического произведения. Свой выбор кратко обоснуйте:

    а) «Вчерашний день, часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда»;

    б) «Вор», «Утро»:

    1) «стихотворные новеллы»;

    2) «стихотворные рассказы».

2. В перечислении названий стихотворений допущена ошибка. Найдите ее:

    а) «В дороге»;

    б) «Еду ли ночью по улице темной»;

    в) «Брожу ли я вдоль улиц шумных»;

    г) «Тройка».

    3. Главные герои - крестьяне:

    а) «Русские женщины»;

    б) «Кому на Руси жить хорошо»;

    в) «Дедушка»;

    г) «Коробейники»;

    д) «Мороз, Красный нос».

4. Поэмы, в содержании которых используются сказочные элементы:

    а) «Русские женщины»;

    б) «Кому на Руси жить хорошо»;

    в) «Дедушка»;

    г) «Коробейники»;

    д) «Мороз, Красный нос».

5. Женщина, преданная мужу, разделяет его долю, всячески помогает - это героиня поэмы:

    а) «Русские женщины»;

    б) «Кому на Руси жить хорошо»;

    в) «Дедушка»;

    г) «Коробейники»;

    д) «Мороз, Красный нос».

6. Узнайте персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по описанию:

    а)

«Теперь порядки новые,

А он дурит по-старому:

Сенцо сухим-сухохонько -

Велел пересушить!»

    б)

«Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И - разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!»

    7. Вставьте пропущенные слова:

а)

«Из смежных деревень -

Заплатова, Дырявина,

Разутого, Знобишина,

Горелова, Неелова,

... тож».

(«Пролог»)

    б)

«Было двенадцать разбойников,

Был ... Атаман,

Много разьойники пролили

Крови честных христиан»

(«О двух великих грешниках»)

8. «...уже первые строки поэмы рисовали безотрадную жизнь недавно «освобожденных» крестьян». (В. Е. Евгеньев-Максимов)

    а) Как показана «безотрадная жизнь» крестьян в первых строках поэмы?

    б) Объясните, основываясь на тексте поэмы, почему автор поставил слово «освобожденных» в кавычки?

    9. Узнайте персонажа поэмы по описанию:

«С большущей гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал...»

    а) Назовите наиболее существенные черты некрасовского портрета.

    б) Какого принципа придерживался автор при отборе определенных черт для того или иного народного образа?

Тест 8. Теория литературы

    1. Идея произведения - это:

    а) то, что хотел сказать автор;

    б) мораль произведения;

    в) главная обобщающая мысль произведения.

    2. Видами пафоса являются:

    а) сатирический, романтический, трагический;

    б) драматический, эпический, лирический;

    в) романтический и реалистический.

    3. В систему персонажей входят:

    а) герои и их прототипы;

    б) все персонажи;

    в) герои и автор.

    4. Сюжет произведения - это:

    а) основное содержание произведения;

    б) последовательность событий;

    в) последовательность всех элементов произведения.

5. Композиция произведения - это:

    а) последовательность событий и действий;

    б) движение произведения от завязки к развязке;

    в) последовательность частей и элементов произведения.

    6. Завязкой в произведении является:

    а) момент возникновения конфликта;

    б) начало произведения;

    в) первое появление главного героя.

    7. Одна из разновидностей метафоры называется:

    а) олицетворение;

    б) синекдоха;

    в) оксиморон.

    8. Рифма - это:

    а) совпадение ударений;

    б) совпадение букв;

    в) совпадение звуков в конце стихотворных строк.

    9. К родам литературы относятся:

    а) роман, повесть, трагедия;

    б) стихи, проза, драматургия;

    в) эпос, лирика, драма.

    10. Драму от эпоса отличает:

    а) изображение внутреннего мира героев;

    б) наличие конфликта и сюжета;

    в) отсутствие повествования.

    11. Лирический герой - это:

    а) автор произведения;

    б) специфический образ человека в лирическом произведении;

    в) все герои произведения.

    12. Литературные жанры - это:

    а) группы произведений внутри литературных родов, которые отличаются общностью принципов;

    б) результат классификации литературных произведений по признакам;

    в) то же самое, что литературные роды.

    13. Перечислите признаки классицизма, романтизма, реализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. С. Пушкин в стихах русских поэтов XIX века. М., 1974.

2. А. С. Пушкина в портретах. М.: Советский художник, 1989.

3. Айзерман Л. С. Письмо второе // Русский язык в школе. 1997. №2.

4. Аникин А. А. К прочтению пьесы А. Н. Островского «Гроза» // Литература в школе. 1998. № 3. С. 4.

5. Батюто А. Тургенев-романист. М., 1972.

6. Богословский Н. В. И. С. Тургенев. М., 1961. (Серия «ЖЗЛ»).

7. Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». М.-Л., 1963.

8. Влащенко В. И. «Гроза» Островского в 10 классе // Литература в школе. 1995. № 3. С. 42.

9. Гейро Л. С. Роман И. А. Гончарова «Обломов» Л., 1987.

10. Гессен А. Жизнь поэта. М.: Детская литература, 1972.

И. Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М., 1986.

12. Декабристы рассказывают. М., 1975.

13. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? (Любое издание).

14. Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (Литературная критика. М., 1983 или др. издание).

15. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: В 2 т. М.: Правда, 1984.

16. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниками, автобиографических произведениях и документах. М.: Детская литература, 1972.

17. Жизнь Пушкина: В 2 т. М.: Правда, 1987.

18. Захаркин А. Ф. Роман И. А. Гончарова «Обломов». М., 1963.

19. Иванова Т. Лермонтов на Кавказе. М.: Детская литература, 1986.

20. Из «Примечания» В. Громова к т. 1 собрания сочинений И. С. Тургенева в 12 т. М.: Художественная литература, 1975.

21. Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова. М., 1970.

22. Кузнецова А. Ф., Грузин А. И. Коллективные формы работы на уроке. (Островский А. Н. «Гроза») // Литература в школе. 1989. № 6. С. 16.

23. Лебедев Ю. В. И. С. Тургенев. Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1989.

24. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

25. Лебедев Ю. В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского // Литература в школе. 1996. № 4. С. 35; Литература в школе. 1996. № 5. С. 35.

26. Лебедев Ю. В. У истоков «русской трагедии» // Литература в школе. 1995. № 3. С. 4.

27. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1989.

28. Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.

29. Лищинер С. Тургенев / История всемирной литературы. Т. 7. М.: Наука, 1991.

30. Лощиц Ю. Гончаров. М., 1986.

31. Любимов О. И. Прощание с Катериной. Из опыта эстетического воспитания на уроках литературы // Литература в школе. 1989. №2. С. 38.

32. Любимов О. И. Тайна ключа Катерины. Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы // Литература в школе. 1988. №9. С. 34.

33. Медведев В. П. Пьесы А. Н. Островского в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1971.

34. Набоков В. Лекции по русской литературе // Независимая газета. 1996.

35. Найти в человеке человека. Тезисы к изучению пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» // Литература в школе. 1992. №7-8. С. 23.

36. Недзвецкий В. А. «Капитальнейшая вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» // Литература в школе. 1997. № 7. С. 44.

37. Петров А. В. Лермонтов на Кавказе. Ставропольское книжное изд-во, 1954.

38. Порудоминский В. Друг бесценный, или Восемь дней на пути в Сибирь: Повесть про декабриста Ивана Пущина. М.: Детская литература, 1984.

39. Последний год жизни Пушкина: Воспоминания. Дневники. М.: Правда, 1988.

40. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. М., 1983.

41. Пушкинские места: Путеводитель в 2 ч. М.: Профиздат, 1988.

42. Пущин И. И. Записки о Пушкине. М.: Детская литература, 1984.

43. Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского. М., 1962.

44. Романичева Е. Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения // Литература. 2001. № 16.

45. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник-практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. М.: Просвещение, 1997.

46. Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 кл. Вып. 1 / Под ред. Л. Г. Максидоновой. М.: Олма-пресс, 2002.

47. Семенов А. Н. Русская литература в вопросах и заданиях XII-XIX век. 9-10 классы. М.: Владос, 2000.

48. Танкова Н. С. Трагедия одиночества. Урок по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» // Литература в школе. 1996. № 4. С. 114.

49. Торопчина Л. Почему умирает Базаров // Литература («Первое сентября»), 1998. №31.

50. Тургенев в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Л. А. Капитонова. М.: Дрофа, 2002.

51. Харитонова О. Н. Викторина по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» // Литература в школе. 1996. №4. С. 143.

52. Чернова И. И. А. Н. Островский и театр // Литература в школе. 1993. №5. С. 52.

53. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. М., 1972.

54. Шпротов В. В. Искушение - лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница» // Литература в школе. 1998. № 3. С. 86.

55. Штильман С. Опыт медленного прочтения классики И. С. Тургенев «Отцы и дети» // «Литература» («Первое сентября»). 1999. № 20.

56. Якушин Н. И. Жизнь и творчество И. Тургенева / Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М.: Детская литература, 1988.

57. Якушин Н. И. И. С. Тургенев в жизни и творчестве. М., 1998.