Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Основные направления развития русской, мировой литературы конца XX - начала XXI вв.
Уроки № 102 - 103

Тема. Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям)

Цель: выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе.

Оборудование: зачётные задания (2 варианта).

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Контроль знаний и умений учащихся

Комментарий. В процессе выполнения работы, учащиеся не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа. Для выполнения заданий 2-го уровня учащимся предлагаются рекомендации (раздаточный материал).

I вариант

1-й уровень

1. Подтекст — это ...

а) сноска к художественному тексту;

б) текст под иллюстрацией к литературному произведению;

в) скрытый смысл текста;

г) авторское отступление.

Ответ: в.

2. Укажите, творчество каких писателей относится к постмодернизму:

а) Г. Бёлль, Ф. Дюрренматт, Э. М. Хемингуэй;

б) Ги де Мопассан, Г. Ибсен;

в) А. И. Солженицын, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев;

г) П. Зюскинд, В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая.

Ответ: г.

3. Сборники стихов «Вечер» (1912) и «Чётки» (1914) созданы:

а) А. А. Ахматовой;

б) М. И. Цветаевой;

в) З. Н. Гиппиус;

г) Н. С. Гумилёвым.

Ответ: а.

4. Кому принадлежат стихи:

Дано мне тело — что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

а) Б. Л. Пастернаку;

б) В. Я. Брюсову;

в) О. Э. Мандельштаму;

г) С. А. Есенину.

Ответ: в.

5. Кто из русских поэтов XX в. написал такие строки:

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте...

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья?

а) Б. Л. Пастернак;

б) А. А. Ахматова;

в) С. А. Есенин;

г) О. Э. Мандельштам.

Ответ: а.

6. Какова тема повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

а) Нравственная гибель человека;

б) борьба за свободу;

в) жизнь несправедливо осуждённого в лагере;

г) побег из тюрьмы.

Ответ: в.

7. Соотнесите название драматического жанра с его определением. Драматургический жанр, конфликт которого основан на несоответствии, недоразумении, ошибке; воссозданные жизненные ситуации или характеры вызывают смех — ...

а) комедия;

б) трагедия;

в) драма;

г) мюзикл.

Ответ: а.

8. Соотнесите эстетическое понятие с его определением.

  Категория эстетики, отражающая социально-значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического к ним отношения с позиций эстетического идеала — ...

а) трагическое;

б) комическое;

в) сатирическое;

г) драматическое.

Ответ: б.

9. Прочитайте отрывок из художественного текста и ответьте на вопрос: из какого произведения данный отрывок, кто автор произведения?

Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше — перекипающее под ветром воронёной рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гумённых плетней, — Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живущий придорожник, часовенка на развилке; за ней — задёрнутая текучим маревом степь. С юга — меловая хребтина горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.

а) Ф. А. Абрамов «Две зимы и три лета»;

б) В. Г. Распутин «Матрёнин двор»;

в) М. А. Шолохов «Тихий Дон»;

г) В. П. Астафьев «Царь-рыба».

Ответ: в.

10. Какая историческая эпоха отражена в данном произведении (см. задание 9)?

а) Эпоха Первой мировой войны и Гражданской войны в России;

б) эпоха коллективизации;

в) эпоха Второй мировой войны;

г) Россия середины XX в.

Ответ: а.

2-й уровень

Рекомендации учащимся для выполнения заданий 2-го уровня

Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочитайте его. Выделите в нём ключевые слова и понятия. Убедитесь, что все слова в формулировке вам понятны. Не надо писать общие фразы или о произведении в общем, раскрывайте только те аспекты, которые указаны в вопросе. Проверьте себя: если в вашем ответе ключевые слова вопроса НЕ встретились ни разу — вы скорее всего дали поверхностный ответ или просто пересказали текст произведения.

При оценке ваших развёрнутых ответов на вопросы учитывается глубина понимания проблемы. Если в работе вы проявили упрощённое понимание сути вопроса, получите минимальный балл, а если полное непонимание — 0 баллов. В этом случае по остальным критериям работа НЕ оценивается, а за весь ответ вы получите 0 баллов.

  1. В чём особенность поэтического стиля ранней Цветаевой?

  2. Слово у Мандельштама — Логос, вещь, ... (продолжить) Психея (душа).

  3. В чём своеобразие психологизма прозы В. Г. Распутина? Какие традиции русской классической литературы нашли своё продолжение в произведениях писателя?

  4. Дайте определение следующим литературоведческим понятиям:

  • ремарка — ...;

  • полифонический роман — ... .

  5. Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов.

  • Как соотносятся нравственные и эстетические искания «деревенской прозы» и «городской прозы» 1960 — 1980-х гг.?

  • Назовите известные вам художественные произведения о Великой Отечественной войне в стихах и прозе. Почему они стали вехами в развитии русской литературы послевоенных десятилетий?

Творческое задание

  Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем.

  1. Сочинение — рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

  2. Сочинение-рассуждение «Меня ведёт Господь по голубым предутренним дорогам.» (по лирике А. А. Ахматовой).

  3. Сочинение-рассуждение «Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына».

  4. Сочинение-эссе «Россия — взгляд издалека...» (по зарубежной лирике М. И. Цветаевой).

  5. Сочинение — сравнительная характеристика «“А в наши дни и воздух пахнет смертью...” (пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой)».

  Внимание! В вашей работе должно быть не менее 130 — 150 слов.

II вариант

1-й уровень

1. Важнейшим признаком трагического является:

  а) хронотоп «родного дома»;

  б) неразрешимость противоречий;

  в) победа героя;

  г) внутренняя «раздвоенность» героя.

  Ответ: б.

2. Кому принадлежит приведённая ниже строфа?

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

а) А. А. Ахматовой;

б) Б. А. Ахмадулиной;

в) З. Н. Гиппиус;

г) М. И. Цветаевой.

Ответ: а.

3. Какое историческое время отражено в третьей части «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой?

а) Предреволюционные годы;

б) 1930-е гг.;

в) время Великой Отечественной войны;

г) послевоенное время.

Ответ: а.

4. Кто из русских поэтов был удостоен в 1958 г. Нобелевской премии по литературе за прозаическое произведение?

а) Б. Л. Пастернак;

б) О. Э. Мандельштам;

в) А. Т. Твардовский;

г) В. Я. Брюсов.

Ответ: а.

5. Кому принадлежит стихотворение, начинающееся строфой, приведённой ниже?

Февраль. Достать чернил и плакать.

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит?

а) А. А. Блоку;

б) Б. Л. Пастернаку;

в) В. Я. Брюсову;

г) Андрею Белому.

Ответ: б.

6. Укажите, кто из русских писателей относится к литературе последнего десятилетия.

а) Ю. В. Бондарев, В. М. Шукшин, Ф. А. Абрамов;

б) Л. Е. Улицкая, Борис Акунин, В. О. Пелевин;

в) К. М. Симонов, А. П. Твардовский, М. В. Исаковский;

г) И. А. Бунин, А. И. Куприн, Е. И. Замятин.

Ответ: б.

7. Соотнесите название драматического жанра с его определением. Драматургический жанр, в основе конфликта которого острое и непримиримое противоречие, как правило, приводящее к катастрофическим последствиям и гибели героя — ...

а) комедия;

б) трагедия;

в) драма;

г) мюзикл.

Ответ: б.

8. Соотнесите эстетическое понятие с его определением.

  ... — категория эстетики, отражающая острейшие жизненные противоречия (коллизии), ситуации и обстоятельства, развёртывающиеся в процессе взаимодействия свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими страданиями, смертью и гибелью важных для жизни ценностей.

а) Трагическое;

б) комическое;

в) сатирическое;

г) драматическое.

Ответ: а.

9. Прочитайте отрывок из художественного текста и ответьте на вопрос: из какого произведения данный отрывок, кто автор произведения?

Потом ему стало жалко большую рыбу, которую он поймал на крючок. «Ну не чудо ли эта рыба, и один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда ещё мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведёт! Может быть, она потому не прыгает, что уж очень умна. Ведь она погубила бы меня, если бы прыгнула или рванулась изо всех сил вперёд. Но, может быть, она не раз уже попадалась на крючок и понимает, что так ей лучше бороться за жизнь. Почем ей знать, что против неё всего один человек, да и тот старик. Но какая большая эта рыба и сколько она принесёт денег, если у неё вкусное мясо! Она схватила наживку, как самец, тянет, как самец, и борется со мной без всякого страха. Интересно, знает она, что ей делать, или плывёт очертя голову, как и я?»

  а) М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;

  б) Э. М. Хемингуэй «Старик и море»;

  в) А. П. Чехов. «Налим»;

  г) В. П. Астафьев. «Царь-рыба».

  Ответ: б.

10. В отрывке из предыдущего текста (см. задание № 9) герой разговаривает сам с собой. Как называется в литературе речь персонажа, обращённая к слушателям или к самому себе?

  а) Поток сознания;

  б) диалог;

  в) монолог;

  г) исповедь.

  Ответ: в.

2-й уровень

  1. Что свойственно поздней лирике А. А. Ахматовой?

  2. Какие жанры получили наибольшее развитие в современной лирической поэзии? Перечислите их.

  3. В чём своеобразие художественного мира Ю. В. Трифонова? Как вы объясните особенности характеров его произведений?

  4. Дайте определение следующим литературоведческим понятиям:

  • реплика — ...;

  • роман-утопия — …

  5. Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов:

  • Какие события многое предопределили в характере литературного процесса второй половины XX в., нашли отражение в произведениях художественной литературы, повлияли на судьбы многих писателей?

  • Охарактеризуйте проблематику современной драматургии. Какие основные темы нашли отражение в пьесах А. Н. Арбузова, В. С. Розова, других драматургов?

Творческое задание

  Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем.

  1. Сочинение — рецензия на произведение В. П. Астафьева «Царь-рыба».

  2. Сочинение-рассуждение «Классические традиции в творчестве А. А. Ахматовой».

  3. Сочинение-рассуждение «Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX в. (М. А. Шолохов “Тихий Дон”)».

  4. Сочинение-эссе «Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX в.».

  5. Сочинение — сравнительная характеристика «Лирика А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского».

  Внимание! В вашей работе должно быть не менее 130 — 150 слов.