Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Основные направления развития русской, мировой литературы конца XX - начала XXI вв.
Урок № 104
Тема. Урок-тренинг «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь»
Цель: совершенствовать умения и навыки учащихся строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; создавать письменное высказывание на основе прочитанного; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать глубокому осмыслению нравственных уроков произведений литературы; помочь выпускникам осознать их великую созидательную силу.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Тип урока: урок закрепления умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Анализ зачётной работы
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Надеюсь, что за годы обучения в школе на уроках литературы вы овладели читательской культурой и теперь умеете находить в произведении непонятные для себя, тёмные места и задумываться над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения); вы умеете чувствовать литературное произведение как неповторимый художественный мир; вы умеете воспринимать язык современного литературного искусства и ориентироваться в современном литературном процессе; вы умеете формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. Развитие читательской культуры, разумеется, предполагает, что все эти навыки вы сможете применить не только при чтении произведений, разбираемых на школьных уроках литературы, но и при чтении любой другой художественной литературы, как современной, так и классической, русской и зарубежной. Книги — своеобразный мостик между поколениями, через который к нам приходит всё то лучшее, чего достигли наши предшественники. Ведь только хорошая книга сможет проникнуть в человеческую душу, остаться там, дать ростки доброго, светлого и прекрасного.
Сегодняшний урок-тренинг поможет вам вспомнить и повторить изученное, проверить свои знания, умения и навыки в практической деятельности. Цель нашего урока — повторение курса литературного образования в 5 — 11-м классах. «Не позволяй душе лениться!..» — писал Николай Заболоцкий. За работу!
IV. Работа над темой урока
1. Выполнение тренировочных заданий (письменно)
Часть 1. Прочитайте фрагмент текста и последовательно выполните задания. Ответом к заданиям является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём. Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.
(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
• К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок?
• Приведённый отрывок представляет собой описание природы. Как называется такое описание в художественном произведении?
• Приведённый отрывок взят из финальной части произведения, в которой рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как по-другому называется такой финал художественного произведения?
• Слово «равнодушная» (природа) взято в приведённом отрывке в кавычки. Это цитата: здесь Тургенев обращается к стихотворению поэта, который много раз упоминается и цитируется на страницах «Отцов и детей». Запишите фамилию этого поэта.
• Установите соответствие между тремя персонажами произведения и их высказываниями о главном герое отрывка — Базарове. К каждой позиции А), Б), В) подберите соответствующую позицию 1), 2), 3), 4). Ответ запишите цифрами.
Персонажи |
Высказывания |
A) Павел Петрович; Б) Катя; B) Николай Петрович |
1) Базаров умён и знающ; 2) Он хищный, а мы с вами ручные; 3) Гордец, циник, нахал; самолюбие какое противное; 4) Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался |
• Установите соответствие между тремя репликами Базарова и словами, которые в них пропущены (они даны в именительном падеже). К каждой позиции А), Б), В) подберите соответствующую позицию 1), 2), 3), 4). Ответ запишите цифрами.
Реплики |
Пропущенные слова |
A) Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого ... Б) Природа не храм, а мастерская, и человек в ней ... B) ... гроша медного не стоит |
1) Рафаэль; 2) аристократишко; 3) поэт; 4) работник |
• Как называется приём синтаксически сходного расположения элементов речи в соседних предложениях или частях предложений (например, Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам:
Евгений Базаров похоронен в этой могиле или Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?)?
• Дайте связный ответ на предыдущий вопрос в объёме 5 — 10 предложений. Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы.
• Что, по-вашему, даёт возможность для сближения приведённого отрывка со стихотворением в прозе?
• Приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием вашего выбора). Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
• В каких ещё произведениях литературы мы встречаемся с философскими размышлениями о жизни и смерти и как они перекликаются с приведённым отрывком (или с произведением И. С. Тургенева в целом)?
Часть 2. Прочитайте фрагмент стихотворного текста и выполните задания. Ответом к заданиям является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
Романс
Стояла серая скала на берегу морском;
Однажды на чело её слетел небесный гром.
И раздвоил её удар, — и новою тропой
Между разрозненных камней течёт поток седой.
Вновь двум утёсам не сойтись — но всё они хранят
Союза прежнего следы, глубоких трещин ряд.
Так мы с тобой разлучены злословием людским,
Но для тебя я никогда не сделаюсь чужим.
И мы не встретимся опять, и если пред тобой
Меня случайно назовут, ты спросишь: кто такой?
И, проклиная жизнь мою, на память приведёшь
Былое... и одну себя невольно проклянёшь.
И не изгладишь ты никак из памяти своей
Не только чувств и слов моих — минуты прежних дней!..
(М. Ю. Лермонтов)
• К какому роду литературы относится это произведение?
• В этом стихотворении есть целый ряд противопоставлений (единая скала — два утёса, я — ты, прошлое — настоящее). Как называется в литературоведении противопоставление, контраст?
• Как называется наделение неживых предметов чертами живых существ, людей (например, утёсы не могут сойтись, но хранят союза прежнего следы)?
• Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в первых четырёх строках стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания): 1) метафора; 2) анафора; 3) эпитет; 4) литота; 5) инверсия.
• Определите, каким размером (метром) написано это стихотворение (ответ дайте без указания количества стоп).
• Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 — 10 предложений. Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы. Можно ли это стихотворение считать романтическим?
• Приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием вашего выбора). Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
• Какие ещё стихотворения о разлуке, о любви, оставшейся в прошлом, вам известны и как они перекликаются со стихотворением М. Ю. Лермонтова?
Часть 3. Выберите только одно из предложенных заданий. Дайте развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается 0 баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
A) Что делает повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» актуальной и сегодня?
Б) Согласны ли вы с мнением М. Е. Салтыкова-Щедрина, который утверждал, оценивая героев Л. Н. Толстого (роман «Война и мир»), что «Багратион и Кутузов — кукольные генералы»? Обоснуйте свою точку зрения.
B) Как раскрывается в творчестве А. А. Ахматовой традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии?
2. Памятка для учащихся
Остановимся на самом сложном
При оценке полного развёрнутого ответа (сочинения) учитываются последовательность и логичность изложения. Если вы строите ваш ответ в точном соответствии с требованиями к тексту-рассуждению, композиционная стройность и логичность текста вам обеспечена. Помните, что логичность подразумевает наличие в тексте всех необходимых частей, в частности вступления и заключения. Они не должны быть объёмны. Вступление вводит в суть рассматриваемой проблемы, сообщает необходимые для её понимания сведения. Заключение подводит итог сказанному или намечает перспективы рассмотрения поставленной проблемы. Наличие в тексте вступления и заключения — это показатель культуры вашей речи.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Чтение нескольких работ, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем
2. Заключительное слово учителя
— В одной из телевизионных передач известный филолог, академик Александр Михайлович Панченко, заметил: «Бог указал каждому народу свою роль: Египту — астрология и астрономия, Греции — риторика и философия, славянам — словесность и литература».
За этими словами не только гордость за историческую миссию России и русскую классическую литературу, но и тревога за судьбу родного языка, за судьбу русской литературы... В наше бурное время гаснут маяки, свергаются идолы, «линяют» герои, но у нас есть опора — великая русская литература. Её несравненная человечность, сострадание и свет в конце самого мрачного и темного туннеля... Возвращение к вековым духовным ценностям, к национальным традициям — насущная потребность нашего времени. И то, состоится ли это возвращение, станет ли явью, личностной потребностью каждого, а не просто данью моде, зависит во многом (хотелось бы надеяться) и от нас с вами. Вся русская литература — о причудливом «пейзаже русской души» (Н. А. Бердяев) и драме души русского человека, где «дьявол с Богом борется» (Ф. М. Достоевский). И сегодня, вглядываясь в наследие русских мыслителей и художников, зададимся вопросом: на что можно опереться новой России? Это вопрос о ценностях русской духовности. И ответ мы будем искать в отечественной философии и литературе. В каждой национальной культуре «есть ценностей незыблемая скала» (О. Э. Мандельштам). «Духовность — это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути. Можно отделить церковь от государства, но отделить человека от духовности — значит полностью извратить его назначение и суть» (В. Г. Распутин).
Итак, размышляя о духовно-нравственном потенциале русской литературы и отечественной культуры в целом, о воздействии — интеллектуальном, духовном и нравственном — русской словесности на наши умы, сердца и души, хочется обратиться к духовному наследию подлинно русского интеллигента, Человека высокой духовности и нравственности — Д. С. Лихачёва, который дал в конце прошлого века очень точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем...»
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение — рецензию (миниатюру) на одно из самостоятельно прочитанных вами литературное произведение.
2. Опережающие задания (4 учащихся). Подготовиться к участию в «Литературно-музыкальной композиции».