Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Серебряный век как культурно-историческая эпоха
Приложение

Развёрнутые планы сочинений

Поэзия мысли и поэзия души в творчестве поэтов «серебряного века»

(на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору)

I. Введение. Соотношение «ума холодных наблюдений» и «сердца горестных замет» у поэтов XIX в. Примеры разнообразия эмоциональных состояний в лирике А. С. Пушкина. Лермонтовский дух анализа: подчинение композиции стихотворения движению мысли (например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина»).

II. Основная часть. Взаимодействие «музыки» и «риторики» в лирике «Серебряного века».

  • Передача эмоций, противоречивых душевных движений у поэтов «новых течений»; установка на недосказанность.

  • Культ мгновения в лирике мастеров «Серебряного века» (например, в поэзии К. Д. Бальмонта); связанная с этим аморфность композиции, опора на ассоциативные, а не логические связи между образами.

  • Категория музыки в лирике «Серебряного века». Музыка как «самое непосредственное уверение в возможности счастья» (И. Ф. Анненский). Роль фонетической и ритмической организации текста в поэзии начала XX в. Приёмы лирического «заражения» (например, в поэзии А. А. Блока, Андрея Белого, И. Ф. Анненского).

  • Значимость логической упорядоченности и ясности образного строя в лирике В. Я. Брюсова, акмеистов. Стихотворение как «доказательство» поэтической идеи (например, стихотворение В. Я. Брюсова «Кинжал»).

III. Заключение. Значимость наследия «Серебряного века» для русской поэзии XX в.

Об одном стихотворении «серебряного века»

(по выбору учащихся)

I. Введение. Место стихотворения (избранного для анализа) в лирике автора. Насколько характерны тема и образный строй стихотворения для этого поэта?

II. Основная часть. Анализ и интерпретация стихотворения.

• Тематика и жанр стихотворения (рассказ в стихах, лирический монолог и т. п.).

• Особенности позиции лирического героя (специфика мироощущения, отстаиваемые ценности).

• Лирический сюжет, композиция и образный строй стихотворения: как развивается главная идея или передаются чувства лирического субъекта; значимы ли логические или ассоциативные связи между образами, как используются приёмы противопоставления (контраста) или сопоставления образов, какова избранная поэтом строфическая форма.

• Соотношение пластичности («живописности») и музыкальности в стихотворении; приёмы лирического «внушения»: роль предметной конкретики и иносказаний (метафор, метонимий, символов).

• Ритмическая и звуковая организация стихотворения: как связаны звуковые, синтаксические и образные повторы с чувствами и мыслями, выражаемыми в стихотворении.

• Лексика стихотворения (нормативное и окказиональное словоупотребление; традиционные словесные формулы и неологизмы; «своя» и «чужая» речь).

• В чём общечеловеческая значимость выраженных в стихотворении чувств и мыслей?

III. Заключение. Что мне особенно близко или интересно в избранном стихотворении.